Малые жанры устного народного творчества, их характеристика

Актуально о образовании » Изучение детской литературы » Малые жанры устного народного творчества, их характеристика

В жизни ребенка-дошкольника с разной степенью активности бытуют три малых фольклорных жанра – пословица, поговорка, загадка. Эти жанры относятся к числу древнейших и в то же время до сих пор сохранивших свою свежесть, актуальность и способность к новообразованию.

У пословиц и поговорок нет автора. Без них не обходится ни профессиональная литература, ни живая разговорная речь. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений. Им свойственна афористическая сжатость и точность суждений о самых различных сторонах жизни человека. Передаваясь из уст в уста, пословицы и поговорки совершенствовались, приобретая предельную точность, меткость и лаконичность. У каждого народа свои пословицы и поговорки, отражающие особенности его быта, исторической судьбы, национального самосознания.

Активное собирание русских пословиц и поговорок началось в 18 веке, когда появились первые рукописные сборники. Научное собирание этого жанра начал М.В. Ломоносов.

Но приоритет в этом деле до сих пор принадлежит В.И. Далю, собравшему, опубликовавшему и изучившему 30 тыс. пословиц и поговорок. В 1862г. вышел сборник "Пословицы русского народа".

По определению В.И. Даля пословица – "это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская правда, своего рода судебник, никем не судимый".

Содержание пословицы тесно связано с бытом, с жизнью человека, оно передает от поколения к поколению народный опыт, правила человеческого общежития.

Еще В.И.Даль предложил классифицировать пословицы по смыслу. И до сих пор пословицы группируются по тематическому признаку, например:

Ум. Ученье: Без ума голова – котел.

Умной и без денег богат.

Ученье – свет, а неученье – тма.

Мать и дети: Без матки пчелки – пропащие детки.

И змея своих детей не ест.

Недалеко от яблони яблочко падает.

Дом и семья: Без жены – что без кошки, а без мужа – что без собаки.

Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.

Существует ряд пословиц - примет о крестьянском труде, о наблюдениях над явлениями природы. Например: "Недалеко кулику до Петрова дня. Осеннее порося и в Петровки зябнет". Они составляют своеобразный народный календарь, приводящий в систему бытовой опыт народа.

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. "Каково посеешь, таково и пожнешь", - исстари говорили на Руси, имея в виду не только качество сева, но и результат любого дела, поступка. В пословицах порой звучит ирония, насмешка, издевка: "Ходите почаще, без вас веселей".

Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: "Убил двух зайцев", "Семь пятниц на неделе". Многие поговорки строятся на гиперболе: "Заблудился в трех соснах".

Еще в глубокой древности начался процесс собирания сокровищ народной мудрости. Но не следует думать, что сегодня нам известны все бытующие в народной среде меткие изречения. Новое время породило и новые пословицы.

Загадка – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. Загадка – испытание сообразительности отгадывающего. Понятие "загадка" происходит от древнерусского глагола "гадати" - "думать", "рассуждать".

В основе многих загадок лежит метафора (предметы и явления определяются по сходству): "Скатерть бела, весь свет одела" (снег).

Так же в этом жанре используются и другие художественные приемы:

сравнение: "Не крапива, а жжется,

Не солнце, а печет" (печка);

описание признаков предмета или явления без называния их: "Летит – жужжит, как сядет – молчит" (пчела);

загадки-головоломки, требующие сообразительности: "Сидят три кошки. Против каждой кошки – две кошки. Много ли всех?" (три);

загадки, созданные с помощью игры слов: "Ехал старик с досками,

И доски его съели" (из ели).

Дети очень любят загадки. Они играют существенную роль в жизни дошкольников: тренируют ум, развивают воображение, обогащают речь, вызывают интерес к необычным сторонам предметов и явлений, которые в силу особенностей возраста дошкольники не всегда замечают сами.

Подробно о педагогике:

Роль общения в психическом развитии человека
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Ч ...

Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми
Все одаренные дети нуждаются в знаниях, ярко выраженный интерес к определенной области знаний. Нет нужды заставлять их учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную, с удовольствием ею занимаются, посвящая этому все свободное время. Одаренные дети свободно и быстро овладевают со ...

Диагностические возможности сказки
Сказко-творчество ребенка дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Для практической работы при профессиональном толковании требу ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru