Малые жанры устного народного творчества, их характеристика

Актуально о образовании » Изучение детской литературы » Малые жанры устного народного творчества, их характеристика

В жизни ребенка-дошкольника с разной степенью активности бытуют три малых фольклорных жанра – пословица, поговорка, загадка. Эти жанры относятся к числу древнейших и в то же время до сих пор сохранивших свою свежесть, актуальность и способность к новообразованию.

У пословиц и поговорок нет автора. Без них не обходится ни профессиональная литература, ни живая разговорная речь. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками, опыт десятков поколений. Им свойственна афористическая сжатость и точность суждений о самых различных сторонах жизни человека. Передаваясь из уст в уста, пословицы и поговорки совершенствовались, приобретая предельную точность, меткость и лаконичность. У каждого народа свои пословицы и поговорки, отражающие особенности его быта, исторической судьбы, национального самосознания.

Активное собирание русских пословиц и поговорок началось в 18 веке, когда появились первые рукописные сборники. Научное собирание этого жанра начал М.В. Ломоносов.

Но приоритет в этом деле до сих пор принадлежит В.И. Далю, собравшему, опубликовавшему и изучившему 30 тыс. пословиц и поговорок. В 1862г. вышел сборник "Пословицы русского народа".

По определению В.И. Даля пословица – "это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская правда, своего рода судебник, никем не судимый".

Содержание пословицы тесно связано с бытом, с жизнью человека, оно передает от поколения к поколению народный опыт, правила человеческого общежития.

Еще В.И.Даль предложил классифицировать пословицы по смыслу. И до сих пор пословицы группируются по тематическому признаку, например:

Ум. Ученье: Без ума голова – котел.

Умной и без денег богат.

Ученье – свет, а неученье – тма.

Мать и дети: Без матки пчелки – пропащие детки.

И змея своих детей не ест.

Недалеко от яблони яблочко падает.

Дом и семья: Без жены – что без кошки, а без мужа – что без собаки.

Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад.

Существует ряд пословиц - примет о крестьянском труде, о наблюдениях над явлениями природы. Например: "Недалеко кулику до Петрова дня. Осеннее порося и в Петровки зябнет". Они составляют своеобразный народный календарь, приводящий в систему бытовой опыт народа.

Чаще всего пословица имеет двоякий смысл: прямой и переносный. "Каково посеешь, таково и пожнешь", - исстари говорили на Руси, имея в виду не только качество сева, но и результат любого дела, поступка. В пословицах порой звучит ирония, насмешка, издевка: "Ходите почаще, без вас веселей".

Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: "Убил двух зайцев", "Семь пятниц на неделе". Многие поговорки строятся на гиперболе: "Заблудился в трех соснах".

Еще в глубокой древности начался процесс собирания сокровищ народной мудрости. Но не следует думать, что сегодня нам известны все бытующие в народной среде меткие изречения. Новое время породило и новые пословицы.

Загадка – жанр творчества всех народов Земли, восходящий к глубокой древности. Загадка – испытание сообразительности отгадывающего. Понятие "загадка" происходит от древнерусского глагола "гадати" - "думать", "рассуждать".

В основе многих загадок лежит метафора (предметы и явления определяются по сходству): "Скатерть бела, весь свет одела" (снег).

Так же в этом жанре используются и другие художественные приемы:

сравнение: "Не крапива, а жжется,

Не солнце, а печет" (печка);

описание признаков предмета или явления без называния их: "Летит – жужжит, как сядет – молчит" (пчела);

загадки-головоломки, требующие сообразительности: "Сидят три кошки. Против каждой кошки – две кошки. Много ли всех?" (три);

загадки, созданные с помощью игры слов: "Ехал старик с досками,

И доски его съели" (из ели).

Дети очень любят загадки. Они играют существенную роль в жизни дошкольников: тренируют ум, развивают воображение, обогащают речь, вызывают интерес к необычным сторонам предметов и явлений, которые в силу особенностей возраста дошкольники не всегда замечают сами.

Подробно о педагогике:

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствовани ...

Сравнительный анализ современных программ по музыке с позиции исследуемой проблемы
Специфика нашей работы обусловлена необходимостью изучить и обобщить передовой опыт отечественных педагогов - музыкантов по проблеме изучения творческого наследия великого финского композитора Яна Сибелиуса в системе школьного музыкального образования. В данной главе мы попытаемся раскрыть содержат ...

Условия реализации рейтингового контроля как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище
Внедрение любых инноваций требует создания определенных условий для получения положительных результатов.Обратимся к исследованию условий реализации рейтингового контроля в учебном процессе. М.В. Катханов в своей работе пишет: «Для того чтобы применять рейтинговый контроль как средство повышения эфф ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru