Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.
Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям.
В детских сказках можно выделить три группы произведений. К первой группе относятся сказки взрослых для детей, или сказки-пестушки. Как и поэзия пестования, эти сказки вызваны к жизни педагогическими надобностями народа.
"Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".
Народ умело использовал сказку для воспитательных целей. Для каждого возраста имелись свои сказки. С возрастом объем информации увеличивается.
В сказках даны нравственные законы трудового народа. В основе жизни лежит труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись ("Репка"). К какому бы роду-племени ни относились люди, надо с ними жить в мире ("Теремок", "Зимовье зверей"). Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед ("Коза и козлята"). Не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным ("Лиса, заяц и петух") и т.п.
Вторую группу детских сказок составляют произведения, записанные от сказочников-детей. К сожалению, собиратели редко записывали сказки от детей. Еще реже такие записи публиковали.
Дети школьного возраста, подростки, отдают явное предпочтение волшебной сказке. "Робячьи" сказки, в том числе и сказки о животных, сохранились преимущественно в репертуаре тех детей-сказочников, которые сами являлись пестунами (няньками) младших детей, а значит, и выступали как сказки-пестушки.
Третью группу детских сказок представляют сказки-импровизации. Мотивы традиционных волшебных сказок, сказок-пестушек, вычитанного в художественной литературе и т.д. как бы накладываются на картины повседневной жизни.
Сказки-импровизации – это произведения, которые создают дети под сильным впечатлением от увиденного или услышанного.
Выделенные группы детских сказок не обособлены и не представляют собой органического единства. В то же время для них характерно особое "детское видение мира", детская оценка эстетических ценностей.
Профессиональное искусство сделало сказку могучим и направленным средством воспитания детей. Сказка широко используется в учебной литературе. Это, безусловно, положительное явление. Но в силу этих же причин редко кто из сказочников может соревноваться с книгой, не говоря уже о теле - и кинофильмах. Люди повседневно читают сказки детям, мастерство сказывания стало достоянием очень немногих.
Подробно о педагогике:
Позиция педагога в образовательной работе по методическим письмам 20-30-х
годов ХХ века
С начала 20-х годов, как отмечается в историко-педагогической литературе того периода, важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой советского народа над силами контрреволюции, было восстановление разрушенного народного хозяйства. Все материальные средства были мобилизованы на построение эко ...
Особенности развития орфографической интуиции
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений. На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является ...
Нормативно-правовое регулирование проведения ЕГЭ в ХМАО-Югре
Письмом Рособрнадзора от 03.02.2010 № 01-15/10-01 «О нормативном правовом обеспечении проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации», ч. 3 ст. 3 и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут ...