Сказка – сокровищница народной мудрости

Актуально о образовании » Изучение детской литературы » Сказка – сокровищница народной мудрости

Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям.

В детских сказках можно выделить три группы произведений. К первой группе относятся сказки взрослых для детей, или сказки-пестушки. Как и поэзия пестования, эти сказки вызваны к жизни педагогическими надобностями народа.

"Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".

Народ умело использовал сказку для воспитательных целей. Для каждого возраста имелись свои сказки. С возрастом объем информации увеличивается.

В сказках даны нравственные законы трудового народа. В основе жизни лежит труд, и как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись ("Репка"). К какому бы роду-племени ни относились люди, надо с ними жить в мире ("Теремок", "Зимовье зверей"). Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед ("Коза и козлята"). Не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным ("Лиса, заяц и петух") и т.п.

Вторую группу детских сказок составляют произведения, записанные от сказочников-детей. К сожалению, собиратели редко записывали сказки от детей. Еще реже такие записи публиковали.

Дети школьного возраста, подростки, отдают явное предпочтение волшебной сказке. "Робячьи" сказки, в том числе и сказки о животных, сохранились преимущественно в репертуаре тех детей-сказочников, которые сами являлись пестунами (няньками) младших детей, а значит, и выступали как сказки-пестушки.

Третью группу детских сказок представляют сказки-импровизации. Мотивы традиционных волшебных сказок, сказок-пестушек, вычитанного в художественной литературе и т.д. как бы накладываются на картины повседневной жизни.

Сказки-импровизации – это произведения, которые создают дети под сильным впечатлением от увиденного или услышанного.

Выделенные группы детских сказок не обособлены и не представляют собой органического единства. В то же время для них характерно особое "детское видение мира", детская оценка эстетических ценностей.

Профессиональное искусство сделало сказку могучим и направленным средством воспитания детей. Сказка широко используется в учебной литературе. Это, безусловно, положительное явление. Но в силу этих же причин редко кто из сказочников может соревноваться с книгой, не говоря уже о теле - и кинофильмах. Люди повседневно читают сказки детям, мастерство сказывания стало достоянием очень немногих.

Подробно о педагогике:

Исторические аспекты развития проблемы семьи, воспитывающей аномального ребенка
Проблемы семьи, имеющей аномального ребенка, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения такой семьи и общества характеризуются различной степенью внимания социума к проблемам семьи и ее нуждам. Анализ литературных источников позволяет выделить определен ...

Роль наставника в управлении учениками
Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Поддерживая внешн ...

Второй констатирующий эксперимент, оценка эффективности апробированной системы дидактических игр
Целью проведения 2 констатирующего эксперимента стало выявление изменений в степени сформированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета. На данном этапе использовались те же методы исследования, что и в ходе проведения 1 констатирующего эксперимента. По результатам проведения диагност ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru