Особенности методики

Страница 1

Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидакти­ческими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравствен­ности. Ломоносов отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. Поэтому требовал отмены сослов­ных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.

В таких документах, как «Проект регламента Академической гим­назии» и «Проект регламента московских гимназий», он выступил сто­ронником классно-урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. По мнению Ломоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом особенностей вос­приятия:

проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений);

сообщение новых знаний, выполнение «дневных зада­ний» на уроке.

Много внимания он уделял практике, постановке опы­тов, практической значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я. А. Коменского.

Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть резуль­тативным тогда, когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные дидактические правила или принципы. Он добивался соблюде­ния принципа доступности обучения. Ломоносов, учитывая особенности детского познания, сове­товал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследо­вать трудные». Он предлагал применять систему уроков и систему домашних заданий. Рекомендовал, опираясь на возрастные особенно­сти детей, развивать их познавательную активность и самостоятель­ность. С этой целью Ломоносов разработал специальные упражнения. В гимназии они выполнялись в присутствии одного учителя или «при других классах». Ломоносов предлагал проводить совместные занятия учащихся, на которых они могли ока­зывать друг другу помощь. Исключение составляли экзамены.

Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремился осуществить разностороннее образова­ние, избежать перегрузки учащихся. Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естест­веннонаучного и реального образования. Он поставил задачу приобщения детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности, творчества.

Его своеобразный педагогический подход к постановке реального образования проявился в отборе учеб­ного материала. В его методах обучения ярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим обоснова­нием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.

Ломоносов подготовил основатель­ный проект деятельности академической гимназии. В нем Ломоносов регламентировал не только учебный процесс, но и всю воспитатель­ную работу этого заведения. Проект отличался наличием специальных глав об обязанностях учителей, инспекторов, ректора, в которых речь шла и о требованиях к ним. Ломоносов разработал и более подробный учебный план для этой гимназии. «Кормилицей Университета или его кладовой и поставщицей является Академическая гимназия. Здесь сле­дует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные пред­меты так, чтобы вышедшие оттуда способны приступить к занятиям высшего порядка в Университете». Школьные предметы он разделял на обыкновенные (обязательные) и дополнительные. Первые необхо­димы для всех, без изучения их невозможно поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на успевающих учени­ков.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Критерии оценки математических умений детей 5-6 лет
Основы математических представлений детей 5-6 лет оцениваются по следующим критериям: - Умение сравнивать предметы по их свойствам - Умение считывать предметы, игрушки от понятий один -много до счёта от одного ,двух, трёх, пяти ( в зависимости от возраста ребёнка) - Умение считать до десяти вперёд ...

Интенсивное обучение – определение понятия
За последние годы достигнуты многообещающие результаты в практике интенсивного обучения иностранным языкам самого различного контингента учащихся. Интенсивные методы осмысливаются как оптимальная реализация некоторых прогрессивных тенденций в общей педагогике и психологии, в частности, в контексте ...

Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести лет
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразео ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru