Особенности методики

Страница 1

Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидакти­ческими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравствен­ности. Ломоносов отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества. Поэтому требовал отмены сослов­ных ограничений в образовании, расширения сети учебных заведений, широкого общего образования юношества.

В таких документах, как «Проект регламента Академической гим­назии» и «Проект регламента московских гимназий», он выступил сто­ронником классно-урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно более полно использовать воспитательную функцию обучения. По мнению Ломоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом особенностей вос­приятия:

проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений);

сообщение новых знаний, выполнение «дневных зада­ний» на уроке.

Много внимания он уделял практике, постановке опы­тов, практической значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского педагога Я. А. Коменского.

Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть резуль­тативным тогда, когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные дидактические правила или принципы. Он добивался соблюде­ния принципа доступности обучения. Ломоносов, учитывая особенности детского познания, сове­товал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследо­вать трудные». Он предлагал применять систему уроков и систему домашних заданий. Рекомендовал, опираясь на возрастные особенно­сти детей, развивать их познавательную активность и самостоятель­ность. С этой целью Ломоносов разработал специальные упражнения. В гимназии они выполнялись в присутствии одного учителя или «при других классах». Ломоносов предлагал проводить совместные занятия учащихся, на которых они могли ока­зывать друг другу помощь. Исключение составляли экзамены.

Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремился осуществить разностороннее образова­ние, избежать перегрузки учащихся. Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического, естест­веннонаучного и реального образования. Он поставил задачу приобщения детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности, творчества.

Его своеобразный педагогический подход к постановке реального образования проявился в отборе учеб­ного материала. В его методах обучения ярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихся и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим обоснова­нием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.

Ломоносов подготовил основатель­ный проект деятельности академической гимназии. В нем Ломоносов регламентировал не только учебный процесс, но и всю воспитатель­ную работу этого заведения. Проект отличался наличием специальных глав об обязанностях учителей, инспекторов, ректора, в которых речь шла и о требованиях к ним. Ломоносов разработал и более подробный учебный план для этой гимназии. «Кормилицей Университета или его кладовой и поставщицей является Академическая гимназия. Здесь сле­дует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные пред­меты так, чтобы вышедшие оттуда способны приступить к занятиям высшего порядка в Университете». Школьные предметы он разделял на обыкновенные (обязательные) и дополнительные. Первые необхо­димы для всех, без изучения их невозможно поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на успевающих учени­ков.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...

Экспериментальная работа по проверке эффективности интенсивного обучения устной иноязычной речи в 6-7 классах средней школы
В задачи экспериментального поиска организации рациональных путей интенсивного обучения устно речевому аспекту английского языка в 6-7 классах средней общеобразовательной школы входила экспериментально – поисковая работа в плане апробации разработанной методики и проверки, сформированной гипотезы, ...

Характеристика методов обучения
Практические методы Данные методы основаны на активной двигательной деятельности учеников. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудител ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru