Морской кадетский корпус - история и современность

Актуально о образовании » Морской кадетский корпус - история и современность

Актуальность темы исследования: в современных условиях, когда в стране идет обновление всех сфер жизнедеятельности человека, актуальность преобразований в системе обучения и воспитания военных кадров не вызывает никаких сомнений. Сейчас в нашем обществе со всей остротой возникает необходимость обращения к опыту, накопленному в нашей стране в прошлом. Обновления, вызванные проводимыми в стране реформами, в том числе в военной области, потребовали коренного пересмотра всей системы обучения и воспитания военных кадров, переориентации их на жизнь в принципиально новых условиях. В полной мере это относится и к несению службы в качественно обновленных Вооруженных Силах. По мнению многих авторов (А.В. Барабанщикова, И.В. Биочинского, С.В. Волкова, И.А. Липского, А.И, Тимофеева, И.Б. Чеботарева, Г.И. Шпака и др.) ответ на этот вопрос призвана дать довузовская подготовка. Данная система, при которой разумное сочетание общеобразовательного стандарта с профессионально ориентирующими предметами военного цикла и специально организованной воспитательной работой поможет сформировать у будущих курсантов готовность к жизни в специфических условиях военного училища и обеспечит профессиональное самоопределение старшеклассников. В то же время нельзя не отметить, что если вопросы ориентации на различные военные профессии нашли отражение в ряде исследований, то проблемы организации учебного процесса и воспитания, особенно с учетом складывающейся новой системы воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации, еще нуждаются в детальном изучении. Особого осмысления требует организация учебного процесса и воспитания старших школьников в возрождаемых Морских Кадетских корпусах. Именно эти обстоятельства, на наш взгляд, делают актуальными как для общей, так и для специальной (воинской) педагогики и психологии изучение проблем, связанных с созданием и развитием системы организации учебного процесса и воспитательной работы с данным контингентом обучающихся, и путями ее оптимизации. Интерес к этой проблеме возник после создания суворовских и нахимовских военных училищ. Появляются работы П.И. Алпатова, Ф.Ф. Веселаго, в которых дается описание процесса становления и развития Морских Кадетских корпусов в России, характеризуется содержание обучения и воспитания в них, показывается педагогическая целесообразность используемых приемов и методов организации воспитательной деятельности, раскрываются положительные и отрицательные последствия такого воспитания. Проведены исследования: А.Н. Солодухина по проблемам организации учебного процесса в кадетских корпусах; А.С. Короткова касающиеся прошлого и настоящего Морских Кадетских корпусов России. Особо следует отметить диссертацию Н.А. Алёхина, о развитии военно-педагогической мысли в России в XVIII веке. Приведенные нами факты свидетельствуют о том, что в преобладающем большинстве случаев организации учебного процесса и воспитания уделялось особое внимание в организации жизни Морского Кадетского корпуса. В своей совокупности результаты и выводы указанных выше авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, они ставили своей целью изучение педагогической целесообразности использовавшихся содержания, форм и приемов воспитания кадетов, исследовали специфику системы воспитательной работы с ними в современных условиях. Неотъемлемой частью Морского Кадетского корпуса является то, что на протяжении существования, кадеты помимо основной программы образования изучают воинские дисциплины под руководством опытных офицеров участвовавших в боевых сражениях.

Система образования в Морских Кадетских корпусах строится на неразрывной связи теории и практики. Получаемые кадетами теоретические знания закрепляются при прохождении летней морской практики.

Но морская практика не единственная особенность Морского Кадетского корпуса. В кадетских корпусах большое внимание уделялось повышению культурного уровня воспитанников. Для этого привлекались известные поэты и писатели, художники и драматурги, хорошо известные обществу и просто интересные люди. Не случайно, что из стен корпусов вышли мировые знаменитости, такие как В.В. Верещагин, В.И. Даль и Н.А. Римский-Корсаков, Л.С. Соболев.

Чтобы обеспечить надежную военную безопасность России в новых условиях, стране нужны хорошо обученные и воспитанные военные кадры. Они должны отвечать современным требованиям военного дела, быть подготовленными для действия в любых условиях и обстоятельствах, как того требует новая Военная доктрина РФ. В этом залог нашей независимости и безопасности, а также процветания России в новом тысячелетии. Таким образом, в настоящее время, как показывает проведенный нами анализ различных источников, очень важно знать исторические особенности становления, обучения и воспитания в Морском Кадетском корпусе. О возрастании роли воспитательных функций особенно на этапе допрофессионального обучения и ориентации старшеклассников на военно-профессиональную деятельность в будущем, о степени разработанности проблемы организации воспитательной работы в кадетских корпусах; – межличностной ориентации учебно-воспитательного процесса в Морских Кадетских корпусах и авторитарным стилем педагогического взаимодействия в военно-учебных заведениях; – между исторически сложившимися идеями, механизмами, традициями, идеалами кадетского образования и реальной социальной действительностью, теми задачами, которые кадетское воспитание призвано решать сегодня; – между ожидаемыми результатами, характером требований, которые предъявляет система воспитания кадетов ко всем участникам образовательного процесса, и подготовленностью педагогов, воспитателей, командиров к их реализации.

Цель исследования: Выявить особенности Морского Кадетского корпуса как специфического компонента системы образования России с XVIII–XX века, и на современном этапе?

Объект исследования: система образования в Российском Морском Кадетском корпусе XVIII–XX века.

Предмет исследования: особенности учебного процесса и воспитания в Морском Кадетском корпусе XVIII–XX века.

Гипотеза исследования: проведение сравнительного анализа позволит выявить особенности изменения системы образования и воспитания в Морском Кадетском корпусе на рубеже XVIII–XXI века.

Задачи:

– Проследить исторический путь развития Российского Морского Кадетского корпуса от возникновения до современности.

– Дать характеристику учительскому и ученическому составу

– Раскрыть особенности организации учебного процесса в Морском Кадетском корпусе.

– Рассмотреть принципы воспитательной работы, на которых основывается становление личности кадета.

Методы исследования:

1. Анализ научной и исторической литературы по проблеме исследования. 2. Сравнительно – исторический метод.

3. Историко-ретроспективный метод

Источники исследования: исследование базируется на широком спектре разнообразных источников: документальные материалы, литература по отдельным Морским Кадетским корпусам, материалы русской истории и энциклопедических статей, дидактики, инструкции по руководству суворовскими военными, нахимовскими военно-морскими учебными заведениями.

Теоретической основой исследования явились работы: Н.П. Алёхина, Н.И. Алпатова, Ф.Ф. Веселаго, Ф.В. Грекова, А.С. Короткова, В.О. Ключевского, В.Д. Мелентьева, В.М. Меньшова.

База исследования: кадетские классы Кронштадтского Морского Кадетского корпуса.

Практическая значимость: заключается в том, что данная работа может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении предметов педагогического цикла.

Структура работы: Работа состоит из четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы, 4 приложений,

7 фотографий. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, степень ее разработанности в теории, определяется объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, характеризуется методы изучения проблемы, источники исследования, теоретическая основа и база исследования, практическая значимость. В первом параграфе – «Из истории Морского Кадетского корпуса» раскрываются основные этапы в существовании и развитии МКК в дореволюционный период, и на этапе его воссоздания в конце XX столетия. В конце параграфа сделаны выводы по материалам исследования. Во втором параграфе – «Характеристика учительского и ученического состава», Рассматриваются предъявляемые к педагогам требования на историческом и современном этапе, приводятся критерии эффективности деятельности педагогов, дается описание социального статуса преподавательского состава. Даётся оценка социального статуса абитуриентов. Рассматриваются требования, предъявляемые к кадетам. В конце параграфа сделаны выводы по материалам исследования. В третьем параграфе – «Организация учебного процесса в Морском Кадетском корпусе» раскрывается сущность организации образовательного процесса, рассматриваются положительные и отрицательные стороны в построении учебного процесса на рубеже XVIII–XXI века. В конце параграфа сделаны выводы по материалам исследования. В четвёртом параграфе «Особенности воспитательной работы в Морском Кадетском корпусе» Рассмотрены основные принципы воспитания и традиции МКК на историческом и современном этапе. В конце параграфа сделаны выводы по материалам исследования. В приложения включены: Александровская реформа образования, Екатерининская реформа образования, Знаки Морского кадетского корпуса и дополнительный материал из истории Морского Кадетского корпуса.

Подробно о педагогике:

Задачи и условия для трудового воспитания в ДОУ
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных ...

Особенности развития в математической деятельности
В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисл ...

Зарубежные и отечественные психологи о проблеме детской одаренности
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято назыв ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru