Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми

Актуально о образовании » Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми

Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частные, обыденные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют психологов и педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации.

В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Еще несколько десятков лет назад С.Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались» [13; 322].

Актуальность темы и необходимость изучения заключается в том, что работать с одаренными детьми надо в другом «ключе», нежели с «простыми» детьми, надо немедленно развивать их способности, чтобы они не изжили себя.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психолого-педагогический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества, в том числе и образования. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Объект исследования: детская одаренность.

Предмет исследования: психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми

Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· осуществление сравнительного анализа понятий «одаренности»;

· изучение исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов проблем одаренности с древних времен по настоящее время;

· изучение психологических особенностей одаренности, выявление признаков и видов одаренности;

· определение факторов, влияющих на развитие одаренности.

Гипотеза: Своевременное выявление и дальнейшее развитие, обучение и воспитание одаренных детей будет более успешным, если педагог владеет теоретическими знаниями психологии одаренности и критериями ее определения у детей школьного возраста.

Методы исследования:

· теоретический анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме;

· метод обобщения и сопоставления.

Подробно о педагогике:

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками
У ребёнка 3-х лет несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно различает звуки речи на слух. Поэтому для правил ...

История развития правового просвещения
Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ...

Методы творчества, применяемые при проектировании одежды
Когда традиционных методов творческого поиска явно недостаточно для решения поставленной задачи, уместно воспользоваться эвристическими методами. Эвристика — это наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Методы Эвристики — методы интенсификации творческой фантазии. Творческий процесс — чре ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru