одаренный ребенок воспитание педагогический
Развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования, в связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности.
Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.
Б.М. Теплов определил одаренность как качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха [18; 136].
Р.С. Немов дает следующее определение: «Одаренность – наличие у человека хорошо выраженных задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями» [7; 254].
В Педагогическом словаре одаренность толкуется как системное, развивающееся в течение жизни человека качество психики, которое определяет возможность достижения человеком по сравнению с другими людьми более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Ниже дается определение понятия одаренный ребенок: «ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [9; 66].
Психологический словарь дает иное определение: «Одаренность – наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и справляться с различными видами деятельности» [11; 122].
По мнению В.А. Мижерикова, одаренность – совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей. Всякий задаток многозначен: на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от условий жизни. Наиболее сильное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание, поэтому так важно своевременное обнаружение и развитие способностей [5; 347].
Словарь психолога-практика дает сразу несколько определений одаренности:
1. Качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
2. Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности [15; 443].
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:
· биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
· сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
· интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
· эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
· высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других [12; 62].
Таким образом, многозначность терминов «одаренность» и «одаренный ребенок» указывает на многоаспектность целостного подхода к проблеме одаренности. В нашем исследовании мы будем опираться на понятие, предложенное Немовым Р.С.: «Одаренность – наличие у человека хорошо выраженных задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями», так как считаем, что оно наиболее полно и точно передает содержание этого понятия [7; 254].
Подробно о педагогике:
Характеристика инновационных направлений физического воспитания школьников
В.К. Бальсевич выдвинул гипотезу, согласно которой основной причиной неудач в реформировании физического воспитания является общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном кла ...
Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника
Анализ публикаций позволил нам выделить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности: личность с высоким уровнем тревожности воспринимает мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени. Чем личность с низким уровнем тревожности. А.М. Прихожан счита ...
Комплекс орфографических упражнений с
использованием средств ИКТ
Как было отмечено в теоретической части нашего исследования, навык правописания характеризуется двумя основными параметрами: сознательностью орфографического действия и уровнем его автоматизации. Достичь высокого уровня автоматизма действие может в результате его многократного повторения. В то же в ...