Методика проведения и результаты экспериментальной работы с учащимися

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии » Методика проведения и результаты экспериментальной работы с учащимися

Страница 1

Методы и приемы, помогающие младшим школьникам в усвоении материала, зависят от особенностей каждой группы, поэтому учитель должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения.

Задание творческого характера на уроках трудового обучения

Особое место на уроках трудового обучения занимает практическая работа учащихся, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения. Процесс изготовления любого изделия требует от ребенка активных действий. Об активности можно судить, прежде всего, по внешним ее признакам – ученик размечает, режет, шьет, клеит, лепит и т.д., то есть осуществляет определенные трудовые действия. В тоже время трудно сказать, насколько активен ребенок внутренне. Именно преобладание репродуктивной деятельности младших школьников следует считать одним из главных недостатков современного урока труда.

Учащиеся в большинстве случаев ориентируются на создание копии изделия, демонстрируемого учителем в качестве образца. Реализация творческих возможностей учащихся, как правило, возможна лишь на этапе оформления изделия, причем необходимо отметить, что формированию умения грамотно, с учетом функционального назначения оформлять изделия специального внимания не уделяется. Каждый ребенок оформляет изделие произвольно, сообразуясь с собственным пониманием целесообразности и красоты.

Сама жизнь приводит нас к убеждению, что необходим переход к некоторому новому качественному уровню преподавания. Основная причина, мешающая учителю решать главную задачу, состоит в том, что мы учим детей на уроках труда делать вещи, но не учим создавать мир вещей, мир, в котором нам удобно, в котором мы живем со своими друзьями, близкими людьми, через который выражаем себя.

К сожалению, современные дети в значительной мере подвержены влиянию «вещизма», что всегда связано с недостаточной эстетической развитостью. В этой связи уместно вспомнить слова выдающегося русского художественного критика XIX в. В.В. Стасова: « Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах, статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться, как ни попало – дескать, дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных нормах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь…».

Пока же существует традиция, в соответствии с которой каждая изготавливаемая ребенком поделка выполняется им как одиночный предмет, в сущности, изолированный от других предметов материальной среды. А между тем в действительности так никогда не бывает: ни одна вещь, которой мы пользуемся, не существует и не функционирует сама по себе, она связана с обстановкой, с другими вещами и предметами, среди которых находится, а также с потребностями, физиологическими и психологическими особенностями человека, который ею пользуется.

Все эти вещи, в свою очередь, порождают совершенно определенный психологический климат, так или иначе воздействующий на создавшего их человека. В идеале под окружающей средой, с которой предмет должен гармонировать, понимаются не только предметы, но и все множество специфических условий этой среды: ее обыденный или праздничный тип, особенности характера и образа жизни людей, живущих в данной среде, и пр. Разумеется, все это достаточно сложно. Воспитание такого человека, который способен организовать полную гармонию, является, видимо, одной из целей большой и серьезной работы школы.

Если попытаться точнее сформулировать задачу, которую предстоит решать современному учителю, то она состоит, очевидно, в формировании у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским». Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей.

Начать эту работу следует как можно раньше и вести по определенным этапам. Одном из задач первого этапа будет формирование у детей соответствующей установки сознания, с которой они подходят к работе по изготовлению отдельных бытовых вещей. Как же формируется эта установка? Хорошо известно, что основой любой установки сознания являются те или иные знания. Руководствуясь ими, человек начинает проявлять интерес к совершенно определенным сторонам действительности, избирательно на нее реагирует. В начальных классах возможно и необходимо дать понятие об основных принципах создания красивых вещей.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Организация правового просвещения в общеобразовательной школе
Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками. Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные ...

Условия формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста
дидактический игра цвет дошкольник Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного пе ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Исследования В.А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необхо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru