Методы и приемы, помогающие младшим школьникам в усвоении материала, зависят от особенностей каждой группы, поэтому учитель должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения.
Задание творческого характера на уроках трудового обучения
Особое место на уроках трудового обучения занимает практическая работа учащихся, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения. Процесс изготовления любого изделия требует от ребенка активных действий. Об активности можно судить, прежде всего, по внешним ее признакам – ученик размечает, режет, шьет, клеит, лепит и т.д., то есть осуществляет определенные трудовые действия. В тоже время трудно сказать, насколько активен ребенок внутренне. Именно преобладание репродуктивной деятельности младших школьников следует считать одним из главных недостатков современного урока труда.
Учащиеся в большинстве случаев ориентируются на создание копии изделия, демонстрируемого учителем в качестве образца. Реализация творческих возможностей учащихся, как правило, возможна лишь на этапе оформления изделия, причем необходимо отметить, что формированию умения грамотно, с учетом функционального назначения оформлять изделия специального внимания не уделяется. Каждый ребенок оформляет изделие произвольно, сообразуясь с собственным пониманием целесообразности и красоты.
Сама жизнь приводит нас к убеждению, что необходим переход к некоторому новому качественному уровню преподавания. Основная причина, мешающая учителю решать главную задачу, состоит в том, что мы учим детей на уроках труда делать вещи, но не учим создавать мир вещей, мир, в котором нам удобно, в котором мы живем со своими друзьями, близкими людьми, через который выражаем себя.
К сожалению, современные дети в значительной мере подвержены влиянию «вещизма», что всегда связано с недостаточной эстетической развитостью. В этой связи уместно вспомнить слова выдающегося русского художественного критика XIX в. В.В. Стасова: « Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах, статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться, как ни попало – дескать, дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных нормах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь…».
Пока же существует традиция, в соответствии с которой каждая изготавливаемая ребенком поделка выполняется им как одиночный предмет, в сущности, изолированный от других предметов материальной среды. А между тем в действительности так никогда не бывает: ни одна вещь, которой мы пользуемся, не существует и не функционирует сама по себе, она связана с обстановкой, с другими вещами и предметами, среди которых находится, а также с потребностями, физиологическими и психологическими особенностями человека, который ею пользуется.
Все эти вещи, в свою очередь, порождают совершенно определенный психологический климат, так или иначе воздействующий на создавшего их человека. В идеале под окружающей средой, с которой предмет должен гармонировать, понимаются не только предметы, но и все множество специфических условий этой среды: ее обыденный или праздничный тип, особенности характера и образа жизни людей, живущих в данной среде, и пр. Разумеется, все это достаточно сложно. Воспитание такого человека, который способен организовать полную гармонию, является, видимо, одной из целей большой и серьезной работы школы.
Если попытаться точнее сформулировать задачу, которую предстоит решать современному учителю, то она состоит, очевидно, в формировании у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским». Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей.
Начать эту работу следует как можно раньше и вести по определенным этапам. Одном из задач первого этапа будет формирование у детей соответствующей установки сознания, с которой они подходят к работе по изготовлению отдельных бытовых вещей. Как же формируется эта установка? Хорошо известно, что основой любой установки сознания являются те или иные знания. Руководствуясь ими, человек начинает проявлять интерес к совершенно определенным сторонам действительности, избирательно на нее реагирует. В начальных классах возможно и необходимо дать понятие об основных принципах создания красивых вещей.
Подробно о педагогике:
Описание и анализ опытного обучения письменной речи на уроках английского
языка в 6 классе
Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка. Целью опытного обучения являлось доказать или опровергнуть гипотезу данного исследования, которая заключается в следующем: использование творческих заданий будет способство ...
Современные проблемы технологического образования школьников
27 июня 2000 г. в Министерстве образования РФ состоялось заседание коллегии, на котором были обсуждены проблемы и перспективы развития образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовка учащихся к трудовой деятельности. Выступавшие на коллегии и ...
Роль наглядных пособий при формировании лексических
навыков у учащихся 3-х классов
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае языка – позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью предметных картинок и тематических картин ...