Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии

По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Развитие художественно-творческих умений и навыков – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хоты результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становятся в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п. Б. Никитин среди пяти условий развития способностей детей выдвигает на первое место раннее начало. Из всего этого следует, что перед учителем встает задача развития способностей ребенка, его творческих умений и навыков, воспитания творческой личности в целом.

Авторы большинства изобретений известны. В окружающей нас жизни творчество – необходимое условие существования, и всё, в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому началу человека.

При формировании художественно-творческих навыков, прежде всего, воспитывается эстетический взгляд на предмет, культура речи, поведения, труда, эстетический вкус, творческое начало личности.

Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку» в душе ребенка. Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Творческий подход значительно влияет на общую подготовку школьников, содействует лучшему усвоению новых знаний по другим дисциплинам и гармоничному развитию личности.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих способностей, умений и навыков учащихся важно на всех этапах школьного обучения.

«Формирование человека, - пишет Л.В. Заиков, - проходит множество степеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и живого чувства, в этом – верный залог достижения цели. Следовательно, чем раньше будет формироваться этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность ребенка».

К сожалению, в настоящее время в практике школы недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию учащихся, не формируются системные знания о композиционных закономерностях, категориях эстетики, о содержании и назначении художественно-трудовой деятельности. Поэтому важно вести целенаправленную работу по развитию творческих умений, эстетических представлений, взглядов и вкуса.

Какое же место в такой работе может занять трудовое обучение? Есть основание предположить, что очень заметное. Мы можем использовать предметно-практическую деятельность учащихся как универсальное средство, позволяющее им переводить сложные, умозрительные, абстрактные идеи в наглядный, понятный план. Причем эти идеи могут быть очень разными: рационально-логическими или духовно-эмоциональными. С помощью рук ребенку легче понять смысл и тех, и других.

Таким образом, занятия ручным трудом могут быть не только работой рук, но и настоящим творчески поиском. Именно от учителя во многом зависит сделать их эффективными в плане творческого и общего развития детей. Необходимо, объединив творческие усилия, перевести уроки трудового обучения из категории «второстепенных» в самые первостепенные, какими они и должны быть в школе.

Это и обусловило выбор данной темы.

Предметом исследования является методика формирования художественно-творческих умений и навыков у школьников на уроках труда.

Объект исследования: процесс обучения школьников, в результате которого формируются художественно-творческие умения и навыки.

Цель работы: раскрыть методические основы поурочного тематического планирования и организации занятий по изготовлению мягкой игрушки и сувениров.

Рабочая гипотеза: Формирование у школьников художественно-творческих умений и навыков способствует развитию творческого мышления, творческих способностей, гармоничному развитию личности и будет успешным, если будут раскрыты методические основы творческой деятельности.

Исходя из цели и гипотезы, выявляются следующие задачи:

- Раскрыть образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности.

- Раскрыть роль декоративно-прикладного искусства в формировании художественно-творческих навыков и умений.

- Выявить особенности педагогической деятельности учителя в процессе формирования художественно-творческих умений и навыков.

- Раскрыть методику поурочного и тематического планирования и организацию занятий по изготовлению мягкой игрушки и сувенирных изделий.

- Выявить методические условия, которые способствуют формированию устойчивых художественно-творческих умений и навыков.

- Разработать систему заданий, направленных на формирование художественно-творческих умений и навыков.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

- изучение школьных программ по трудовому обучению;

- беседа с учащимися;

- теоретический анализ психологической и технолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- экспериментальный метод-наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе;

- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Практическая значимость состоит в том, что предложенные в работе методы формирования художественно-творческих умений и навыков и творческие задания могут быть использованы на уроках трудового обучения и во внеклассной работе.

Достоверность результатов определяется исходными теоретическими и методическими положениями, опорой на научный и дидактический материал.

Вышеперечисленное определяет структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Подробно о педагогике:

Профессиональные умения и качества учителя
Н. В. Кузьминой, А. И. Щербаковым и другими исследователями были определены основные функции учителя (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая). По содержанию они во многом совпадают с выделенными ранее Ф.Н. Гоноболиным педагогическими способностями. Эти функции были, затем со ...

Методы и организация исследования
Цель: Совершенствовать личностные качества и эмоционально-волевую сферу у участников проекта «Спортивная школьная команда». Задачи: 1. Изучить проблему реализации проекта «Спортивная школьная команда». 2. Изучить личностные качества и уровень сформированности эмоционально-волевой сферы у школьников ...

Характеристика инновационных направлений физического воспитания школьников
В.К. Бальсевич выдвинул гипотезу, согласно которой основной причиной неудач в реформировании физического воспитания является общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном кла ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru