Анализ содержания подготовки школьников в процессе трудового обучения в образовательной области «Технология»

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии » Анализ содержания подготовки школьников в процессе трудового обучения в образовательной области «Технология»

Страница 1

В системе обучения в образовательной области «Технология» трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физического, эстетического.

Предмет «Трудовое обучение» переживает и попытки «закрывания», и попытки соединения его с математикой или изобразительным искусством, теперь называется модным словом «Технология». Новое название не изменяет кардинально цель обучения, поскольку уроки труда всегда содержательно представляли собой технологию ручной обработки материалов.

И смысл учебной деятельности по этому предмету остается тем же – детей учат трудиться, как трудятся взрослые, то есть лично осознавать задачу, лично разбираться в возможности ее реализации, лично выполнять все, что нужно, чтобы получить продукт, лично отвечать за качество своего труда. А учитель лишь управляет этой деятельностью, ничего не навязывая в виде постоянных объяснений. В концепции программы – технология и творчество – две стороны продуктивной деятельности не существующих друг без друга.

Главная задача программы – обеспечение периодических и организационных условий для самостоятельной трудовой деятельности ребенка, в процессе которой учащийся научится моделировать работу взрослого человека: от осознания поставленной задачи до выбора путей ее решения и до ее исполнения в материальном виде, внесения в нее элементов творчества.

Для этого нужно организовать учебную трудовую деятельность маленького человека как взрослого, когда работает каждый. На этой базе настоящего, спланированного развития самостоятельности каждого ребенка нужно вводить решение системы творческих, конструкторских и технологических задач. Это позволяет организовывать не только коллективное, но и индивидуальное творчество, соединив его с технологической грамотностью, обеспечивающей качество изделия и составляющей главный нравственный показатель любого труда.

Особенности обучения по новым программам состоят, с одной стороны, в привлечении новых материалов. Кроме традиционных бумажных и природных материалов широко используются полимерные пленки, пенопласт и поролон, жесткие пластики. Изделия из текстильных материалов дополняются неткаными деталями (например, флизелином), технология «кокон» предусматривает использование нитки, пропитанной силикатным клеем. Поэтому видоизменяются такие широко известные операции, как разметка, резание, сборка.

С другой стороны, методика обучения приобретает все более различные черты сотрудничества. Перед ребенком теперь недостаточно поставить учебную задачу, нужно обеспечить ее серьезное осознание даже в первом классе на всех уровнях – задачу на урок, задачу на каждый его этап, задачу на овладение исполнительскими умениями, творческую задачу.

Наряду с уроками-практикумами, на которых делают изделия, программой предусмотрено проведение уроков общественно-полезного труда, экскурсии, уроки-игры, видеоуроки.

Рассмотрим программный материал образовательной области «Технология», расчитанный на 1, 2, 3, 4-й классы. Она состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные программы раскрываются.

Другой блок технико-технологический. В нем основополагающие творческие идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношения целого и частей, ритм и т.д., а уже потом – технологии изготовления. Элементы технических знаний и умений учащихся получают при изготовлении изделий и создании моделей, макетов из различных материалов. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда, составной частью которой являются графическая грамотность. В программе приводится примерный перечень практических работ. Основные требования к ним – эстетичность, практическая значимость, доступность.

Предлагаемые в программе виды работ имеют конкретную направленность: декоративно-прикладное наследие народов России, театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Методическая основа уроков – организация максимально продуктивной деятельности детей начиная с первого класса.

К концу четвертого класса дети должны уметь:

- составить цель, находить аналогии;

- определять этапы изготовления изделий, рациональные способы обработки материалов;

- сличать промежуточные и конечные результаты с образцами, давать эстетическую оценку результатам труда;

- иметь представление общеэстетических принципах.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Методические разработки по теме "Строение кожи"
Урок №1. Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви. Цели: 1. Образовательная: а) Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы. б) Изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви. 2. Развивающая: а) Показать связь с процессами, происх ...

Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
Наряду с нарушенным звукопроизношением, у детей данной группы наблюдалось отставание в развитии лексики и грамматических конструкций, поэтому в каждом периоде проводились фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, куда входила работа по накоплению словарного запаса и ...

Особенности нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи
Так как общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором нарушены все компоненты речи. Помимо звукопроизношения, страдает словарный запас и грамматический строй речи. Для более полной характеристики особенностей нарушения лексико-грамматических конструкций у детей с общим недоразв ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru