Становление и развитие школ в России

Страница 1

Говоря о развитие системы школьного образования и педагогики в России, следует отметить активную разработку идей воспитания в российской педагогике. В России с самых давних времен открывались школы, так, например, сохранились сведения об открытии школ для 300 детей в Новгороде в 1030 году.

Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а вслед за ней и книжное просвещение. Конечно, первоначально оно было весьма слабым, но все же оказывало большое влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь в доступном для всех, славянском переводе. Язык этих книг был вполне понятен русским, и «книжное учение» поэтому было не слишком затруднено.

Практически сразу после крещения на Руси возникают школы, а с учителями священниками и появляются книжники - любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги.

Просветительскую деятельность церкви была также весьма многообразна. Практические примеры христианской жизни подавали как мирские, так и церковные люди. В монастырях образовывались целые библиотеки, процветала грамотность, почти все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Вместе с тем, преподавание истории в таких школах фактически сводилось к преподаванию истории церкви, изучению житий святых, деяний князей и выдающихся личностей.

Одним из ярких педагогов на Руси был Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывался Петр I. Он считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей нужно воспитывать любовь к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой3.

Таким образом, вплоть до конца XVIII века обучение в средних школах было подчинено церковным и светским властям. Преподавание истории, как в советских, так и в церковных школах было ориентировано, в большей степени на привитие послушания властям и нравственных идеалов религиозного мировоззрения.

Вместе с тем, после петровских преобразований преподавание истории не только в школах, но и других учебных заведениях стало более светским, началось более углубленное изучение политической истории России и других стран. В целом, несмотря на тенденции к «обмирщению» образования, все же религиозное мировоззрение играло в нем далеко не последнюю роль, и история преподавалась исходя из идеологических концепций государства (что особенно явно прослеживается при сопоставлении развития теории Москва-третий Рим и школьного преподавания истории).

Здесь стоит отметить, что, несмотря на то, что к началу XIX века крупнейшие политические деятели осознавали растущую необходимость в просвещенных, или, по крайней мере, образованных людях, в то же время они боялись широкого просвещения народа. В силу этого все образовательные учреждения и программы (в том числе и по истории) находились под строгим правительственным контролем. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru