Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии » Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности

Страница 1

По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, поэтому такое определение творческой деятельности, да еще для учащихся принято быть не может. Учитель-новатор И.П. Волков пишет, что творчество школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки… творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. В процессе творческой деятельности развиваются, прежде всего, творческие способности школьника, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.

В процессе формирования творческой деятельности учителю необходимо развивать у учащихся художественно-творческие умения и навыки, что обуславливается требованиями общества к подрастающим поколениям. А процесс развития творческих умений напрямую связан с развитием творческих способностей личности и эстетическим воспитанием. На основе отмеченного, дадим общую характеристику и структуру творческого обучения и учения учащихся. Творческого обучение представляет собой цель усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладевании специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия.

На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование признака (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. Творческое обучение как процесс, в ходе которого осуществляется полноценная организация усвоения учащимися всего состава содержания образования, обладающая, как было показано выше, определенными характеристиками, развивается в соответствии с присущими ему объективными закономерностями. Раскроем некоторые, из наиболее существенных, закономерностей.

Основой учения в структуре творческого обучения является связь «цель – средство – контроль», а центральным технологическим звеном – самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Эти действия, направленные на изменение предметов и явлений, вызывают в поведении ребенка определенный процесс, мотивированный той или иной потребностью. Чтобы овладеть содержанием деятельности, ученик должен увидеть и раскрыть систему содержательных операций, заключенных в ней. Следовательно, усвоение знаний и формирование способов деятельности выступают в структуре творческого обучения как процесс и результат деятельности ученика. Без знаний нет умений и творческой деятельности. Вместе с тем одни знания не способны обеспечить ни полноценности самих знаний, и разносторонности формирования интеллекта. Можно выделить 3 уровня усвоения знаний:

- уровень осознания воспринятого и зафиксированного в памяти знания;

- уровень готовности к творческому применению знаний в новых ситуациях;

Каждый новый уровень видоизменяет усвоенное знание, делая его более прочным, более богатым и оперативным. Отметим, что происходит это потому, что ученик на каждом уровне не только углубляет содержание знания, то есть узнает новые его связи, но и усваивает другие виды содержания образования – опыт выполнения способов деятельности по образцу и опыт творческой деятельности. Следовательно, одним из условий полноценного усвоения знаний является включение учащихся в процесс творческого применения первично усвоенных знаний. При этом важно учесть, что такому применения подлежат не все знания, а главным образом, основные, составляющие как бы опору, то есть основные нормативные знания (о правилах, способах действия); кроме того, не каждое из упомянутых знаний требует обоих уровней применения. В ряде случаев достаточно заданий на творческое применение знаний для того, чтобы было усвоено то или иное умение.

Важнейшими составляющими учения как деятельности являются его содержание и форма. Содержание деятельности учения, и, в первую очередь, ее предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика, имеет объективно-субъективную природу. Предмет, действительность, чувственность в обучении – это не просто объекты, или формы созерцания, а чувственно-человеческая, субъективная познавательная практика. Предметом деятельности ученика в процессе учения являются действия, выполненные им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая выражается в саморазвитии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Психологическая и лингвистическая характеристика диалогической речи
Диалог - генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что находит отражение в ст ...

Индивидуальный подход в процессе деятельности по развитию математических способностей
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое коли ...

Развитие творческой личности и ТРИЗ
Каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, использующего этот инструмент. ТРИЗ-инструмент предназначен для тонких, дерзких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной задачи еще не меняет стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки, сотни задач, постепенно мышлени ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru