Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии » Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности

Страница 4

Оно находится в сложной взаимосвязи с обычным мышлением, то есть все составляющие компоненты обычного мышления присущи и творческому мышлению. Например, одной из важнейших операций обычного мышления является сравнение. Оказывается, без него немыслимо и творческое мышление. Тоже можно сказать и о таких операциях мышления, как противопоставление, анализ, синтез. Обычное мышление создает психофизиологические предпосылки для развития творческого мышления. В результате обычного мышления, развивается мозг ребенка, его ассоциативная сфера, память, приобретается гибкость мышления.

В то же время понятийно-образный аппарат обычного мышления не располагает теми понятиями и образами, которые необходимы для творческого мышления. Да и сами понятия по характеру в обычном мышлении и творческом отмечаются между собой.

В творческом мышлении в отличие от обычного мышления существенно отличаются образы, которыми оперируют учащиеся. Сведения о форме объекта творчества, о его размерах и других особенностях задаются не готовыми образцами, как в обычном мышлении, а абстрактно. При решении творческих задач очень трудно представить конечный результат. Любое техническое решение должно быть подвергнуто практической проверке. Как и в обычном мышлении, художественные образы, являясь важнейшим компонентом творческого мышления, не исключают абстрактного мышления.

Рассмотренные выше особенности творческого мышления позволяют заключить, что формирование его основных компонентов должно осуществляться на уроках труда. Особенное внимание в процессе развития художественно-творческих умений, навыков должно уделяться формированию художественных понятий, пространственных представлений, эстетических категорий.

В процессе творческой деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях об искусстве, в изучении специальной литературы.

Для дальнейшего развития творческих черт личности очень важна самостоятельная работа по приобретению знаний. Она развивает общее и творческое мышление. В свою очередь, развитие интеллекта способствует более глубокому пониманию причинно-следственных связей в явлениях природы.

Художественно-творческие умения способствуют также приобретению опыта творческой деятельности, имеющей огромное значение для формирования личности. Оно позволяет на основе полученных знаний и умений приобретать новые знания. Опыт способствует выработке умений переноса знаний и умений в новые условия применения. В практике творческой деятельности известно много случаев, когда сложные творческие задачи решались именно благодаря переносу опыта решения аналогичных задач.

Творческая деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей деятельности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Это приводит к тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного. Со временем стереотип такой деятельности закрепляется и поражает косность мышления, от которой человеку трудно избавиться. Если же с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Эффективность формирования и развития художественно-творческих умений, навыков во многом зависит от умения педагогов организовать творческую деятельность учащихся. Одним из главных педагогических требований к ученической деятельности является учет возрастных особенностей школьников.

Без учета особенностей развития психики учащихся невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Особое внимание требуют к себе мотивы деятельности. Ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновение проблемной ситуации и стремление к достижению цели.

Большое знание в развитии художественно-творческих знаний, умений, навыков имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации.

Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремлению к изобретательству, к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность на протяжении всех лет обучения в школе, как свидетельствует опыт, непременно приводит к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru