Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии » Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности

Страница 3

- осознание и обоснование идеи;

- техническая разработка задачи;

- практическая работа над задачей;

- апробация объекта в работе;

- качество изделия.

При этом каждый этап имеет отчетливо выраженный промежуточный результат, которым на первом этапе является осмысление и принятая идея-задача; на втором – доведение идеи до возможности практической реализации (конструкторско-технологическая разработка задачи); на третьем – практическая реализация задачи; на четвертом – анализ решения творческой задачи и доработка объекта, на пятом – оценка качества изделия.

Исследования и передовой опыт включения учащихся в передовую творческую деятельность всех возрастных групп указывает на зависимость ее эффективности от выполнения следующих основных педагогических требований:

- посильность для данного возраста содержания творческих задач и заданий, учитывающих уровень научных основ и трудовых навыков и умений;

- результативность творческой деятельности, под которой мы понимаем реализацию идеи в материальную форму (законченное изделие, опытный образец, модель, чертеж, текст описания);

- непрерывность творческого процесса;

- учет и использование собственного творческого опыта в дальнейшей деятельности.

Требование результативности особо важно. Получение результата вызывает положительный эмоциональный настрой у учащихся, стимулирует их творческую деятельность. Результативность рассматривается не только по отношению к конечному «продукту» творческой деятельности, но и применительно к каждому этапу выполнения творческого задания. Исследование этапов творческого процесса и педагогических требований к проведению занятий по включению учащихся в творческий процесс непосредственно связано с развитием творческих способностей, как учащихся, так и взрослых и прямо выводит исследователей-педагогов на необходимость разработки методики развития художественно-творческих умений у учащихся через оценку результата их творческой деятельности.

Отметим, что на учителя возлагается ведущая роль в организации детского творчества. Его психолого-педагогическая, методическая и специальная подготовки во многом определяет творческую активность учащихся. Практика показывает, что учителя используют различные методы и приемы, к которым относятся: моделирование изделий, манипулятивное конструирование, применение технической документации с сокращенными данными, решение творческих и изобретательских задач и др. Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества, развития творческих умений и навыков. Причем наблюдается объективная тенденция с развитием общества: интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального творческого – возрастает. Изменяется и оценка труда и труженика.

Все большую значимость приобретает творческий труд, а значит, и творчески работающий человек. В современных условиях развития знаний, умений, навыков творческой личности уделяют внимание социологи, педагоги, психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.

Не менее важным, чем предыдущий, является вывод психолого-педагогической науки о том, что художественно-творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. В педагогике считается доказательным, что если у творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творческие способности надо развивать с самого раннего возраста.

Педагогикой также определены пути развития творческих способностей. Общим для них является включение учащихся в творческую деятельность. Как известно, главный труд учащихся – учеба. Поэтому вполне очевидно, что для воспитания творческих черт личности у учащихся труд нужно делать творческим. В трудовом обучении в большей мере, чем по другим предметам, используются различные методы обучения для развития художественно-творческих умений учащихся. Учителя постоянно прибегают к решению творческих задач, использованию проблемности, творческому эксперименту.

В процессе обучения творческая деятельность формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого. Формирование и развитие художественно-творческих умений и навыков – важнейший аспект в учебной деятельности.

Психологи больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установлению уровня их формирования и последовательности развития. Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что развитие художественно-творческих умений и навыков создает, прежде всего, благоприятное условия для развития творческого мышления учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема
Важнейшей составляющей целостного педагогического процесса, обеспечивающего профессиональное образование учащихся, выступает процесс обучения (учебный процесс) [46, с. 6]. Процесс - закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития [33, с. 79]. Следователь ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Исследования В.А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необхо ...

Цели и содержание обучения письменной речи
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержа ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru