Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии » Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности

Страница 3

- осознание и обоснование идеи;

- техническая разработка задачи;

- практическая работа над задачей;

- апробация объекта в работе;

- качество изделия.

При этом каждый этап имеет отчетливо выраженный промежуточный результат, которым на первом этапе является осмысление и принятая идея-задача; на втором – доведение идеи до возможности практической реализации (конструкторско-технологическая разработка задачи); на третьем – практическая реализация задачи; на четвертом – анализ решения творческой задачи и доработка объекта, на пятом – оценка качества изделия.

Исследования и передовой опыт включения учащихся в передовую творческую деятельность всех возрастных групп указывает на зависимость ее эффективности от выполнения следующих основных педагогических требований:

- посильность для данного возраста содержания творческих задач и заданий, учитывающих уровень научных основ и трудовых навыков и умений;

- результативность творческой деятельности, под которой мы понимаем реализацию идеи в материальную форму (законченное изделие, опытный образец, модель, чертеж, текст описания);

- непрерывность творческого процесса;

- учет и использование собственного творческого опыта в дальнейшей деятельности.

Требование результативности особо важно. Получение результата вызывает положительный эмоциональный настрой у учащихся, стимулирует их творческую деятельность. Результативность рассматривается не только по отношению к конечному «продукту» творческой деятельности, но и применительно к каждому этапу выполнения творческого задания. Исследование этапов творческого процесса и педагогических требований к проведению занятий по включению учащихся в творческий процесс непосредственно связано с развитием творческих способностей, как учащихся, так и взрослых и прямо выводит исследователей-педагогов на необходимость разработки методики развития художественно-творческих умений у учащихся через оценку результата их творческой деятельности.

Отметим, что на учителя возлагается ведущая роль в организации детского творчества. Его психолого-педагогическая, методическая и специальная подготовки во многом определяет творческую активность учащихся. Практика показывает, что учителя используют различные методы и приемы, к которым относятся: моделирование изделий, манипулятивное конструирование, применение технической документации с сокращенными данными, решение творческих и изобретательских задач и др. Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества, развития творческих умений и навыков. Причем наблюдается объективная тенденция с развитием общества: интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального творческого – возрастает. Изменяется и оценка труда и труженика.

Все большую значимость приобретает творческий труд, а значит, и творчески работающий человек. В современных условиях развития знаний, умений, навыков творческой личности уделяют внимание социологи, педагоги, психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижений и их общественной значимости.

Не менее важным, чем предыдущий, является вывод психолого-педагогической науки о том, что художественно-творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. В педагогике считается доказательным, что если у творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творческие способности надо развивать с самого раннего возраста.

Педагогикой также определены пути развития творческих способностей. Общим для них является включение учащихся в творческую деятельность. Как известно, главный труд учащихся – учеба. Поэтому вполне очевидно, что для воспитания творческих черт личности у учащихся труд нужно делать творческим. В трудовом обучении в большей мере, чем по другим предметам, используются различные методы обучения для развития художественно-творческих умений учащихся. Учителя постоянно прибегают к решению творческих задач, использованию проблемности, творческому эксперименту.

В процессе обучения творческая деятельность формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого. Формирование и развитие художественно-творческих умений и навыков – важнейший аспект в учебной деятельности.

Психологи больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установлению уровня их формирования и последовательности развития. Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что развитие художественно-творческих умений и навыков создает, прежде всего, благоприятное условия для развития творческого мышления учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Цель, задачи и методика опытно – экспериментальной работы
Исследование проводилось в три этапа в период с сентября 2007г. по май 2000г. на базе старшей группы детского сада № 30 и 1 класса младшей школы №2 г. Караганды. В исследовании принимали участие две группы детей, каждая из которых насчитывала по десять детей. На первом этапе (сентябрь - октябрь) из ...

Понятие об основных и дополнительных формах существования языка
До возникновения письменности и литературы языки развиваются в их устно-разговорной форме; возникновение письменности и литературы вызывает появление второй формы языкового существования и развития – книжно-литературной; взаимодействие этих двух форм характеризует развитие языков нового времени, ск ...

Соотношение наглядности и моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного в из ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru