Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста

Актуально о образовании » Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора » Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Фольклор – совокупность различных видов, форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа (24,С.469).

Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво (9).

Детский фольклор – это произведения и самих детей, усвоенные традицией; и произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; и произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией (9).

Пословицы, поговорки и загадки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Пословица – "краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение" (24,С.291).

Пословица – "краткое народное изречение с назидательным смыслом, афоризм народный" (25,С.461).

Поговорка – "образное выражение, метко определяющее и оценивающее какое-либо явление жизни. В основе поговорки лежит метафора, сравнение, гипербола. В отличии от пословицы всегда одночленна, представляет собой часть суждения и обычно лишена обобщающего поучительного смысла" (24,С.283).

Поговорка – "выражение преимущественно образное, не составляющее в отличии от пословицы, законченного высказывания и не является афоризмом" (25,С.429).

Загадка – "иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления испытывающее сообразительность отгадывающего" (24,С.109).

Загадка – "изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании" (25,С.165).

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой). Тропы – это поэтический оборот, слова или выражения, употребленные в переносном смысле. Троп дает возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явление. Простейший вид тропа – сравнение. Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был бы хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется. Огромной изобразительной силой обладает метафора. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним. Метафорой может быть одно слово или целая картина. На метафорах строятся многие русские народные загадки: "Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут (луна)". В каждой загадке образ, метафора исходят из сходства с действительными, реальными признаками, что и помогает отгадывать (8, С.39).

Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Пертц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами (13, С.28).

По мнению Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, "определенность, ясность, пластичность" художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания (13, С.27).

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Современные инновации в сфере общего образования
Начиная с 1992 года, в России реформируется система общего образования. На сегодняшний день в данной сфере разворачивается несколько проектов изменений, наиболее широко распространенные из них: развивающее обучение, единый государственный экзамен (ЕГЭ), профильное обучение. Основателем того, что по ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. [14] Конечно же, определенный кругозор, запас ко ...

Интеллектуально пассивные школьники
Педагогическая практика и психологические исследования показывают, что в массовой школе имеется значительное количество учащихся, требующих специального подхода в процессе обучения. Среди них есть дети, которые по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций находятся в погран ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru