Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста

Актуально о образовании » Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора » Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Фольклор – совокупность различных видов, форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа (24,С.469).

Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво (9).

Детский фольклор – это произведения и самих детей, усвоенные традицией; и произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; и произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией (9).

Пословицы, поговорки и загадки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Пословица – "краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение" (24,С.291).

Пословица – "краткое народное изречение с назидательным смыслом, афоризм народный" (25,С.461).

Поговорка – "образное выражение, метко определяющее и оценивающее какое-либо явление жизни. В основе поговорки лежит метафора, сравнение, гипербола. В отличии от пословицы всегда одночленна, представляет собой часть суждения и обычно лишена обобщающего поучительного смысла" (24,С.283).

Поговорка – "выражение преимущественно образное, не составляющее в отличии от пословицы, законченного высказывания и не является афоризмом" (25,С.429).

Загадка – "иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления испытывающее сообразительность отгадывающего" (24,С.109).

Загадка – "изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании" (25,С.165).

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой). Тропы – это поэтический оборот, слова или выражения, употребленные в переносном смысле. Троп дает возможность кратко, но ясно охарактеризовать предмет, явление. Простейший вид тропа – сравнение. Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был бы хорошо знаком детям, в противном случае образ не проясняется, а затемняется. Огромной изобразительной силой обладает метафора. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним. Метафорой может быть одно слово или целая картина. На метафорах строятся многие русские народные загадки: "Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут (луна)". В каждой загадке образ, метафора исходят из сходства с действительными, реальными признаками, что и помогает отгадывать (8, С.39).

Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Пертц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами (13, С.28).

По мнению Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, "определенность, ясность, пластичность" художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания (13, С.27).

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, г ...

Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого
С.Т. Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Он утверждал, что нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печа ...

Возрастные особенности развития звуковой культуры речи
Прежде чем говорить о возрастных особенностях, рассмотрим, как устроен речевой аппарат. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат находится в головном мо ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru