Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора

Актуально о образовании » Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Речь взрослого – это главный источник информации для детей, причем информация может идти, как от взрослого к ребенку, так и наоборот.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Гвоздев А.Н. отмечал особую языковую одаренность детей дошкольного возраста. Ребенок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Еще больше самостоятельности требуется от него при создании новых слов, так как в этих случаях создается новое значение; для этого необходима наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты.

Наиболее рельефно детские образования по аналогии, носящие по внешнему своему виду характер словотворчества, выражены при усвоении ребенком словообразовательных суффиксов.

По данным А.Н. Гвоздева, до трех лет отмечается усвоение только суффиксов уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. Усвоение всех остальных суффиксов происходит после трех лет и растягивается на весь дошкольный возраст. Необходимо отметить, что усвоение суффиксов определенной категории происходит не сразу, а растягивается на довольно длительный период. Важно не только то, что в дошкольном возрасте происходит овладение словообразованием посредством суффиксов, но и чрезвычайная легкость такого словообразования (19,С.234).

Самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого "языкового чутья", присущего ребенку дошкольного возраста. Факт словотворчества может пониматься как проявление, как симптом овладения ребенком языковой действительностью.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Актуальность данной темы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Толстого Л.Н., Ушинского К.Д., Буняковой М.Г., Кургановой М.Г. , Гавриш Н.В., Ушаковой О.С. Струниной Е.М. и многие другие (1С.66). Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития образной речи детей.

Недостаточная разработанность вопроса о развитии образной речи детей средствами малых форм фольклора послужила основанием для определения темы выпускной квалификационной работы: "Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора".

Цель исследования: определить условия эффективного использования малых форм фольклора в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: малые формы фольклора как средство развития образной речи детей пяти-шести лет.

Гипотеза исследования:

Мы полагаем, что малые формы фольклора будут способствовать развитию образной речи детей пяти-шести лет при соблюдении следующих условий:

- Малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей:

1) наличие языковых средств выразительности;

2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

3) наличие многозначных слов.

- Использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические основы использования малых форм фольклора в развитии образной речи детей пяти-шести лет;

2) Выявить особенности образной речи детей пяти-шести лет;

3) Разработать и апробировать методику использования малых форм фольклора в развитии образной речи детей пяти-шести лет;

4) Проследить динамику изменения уровня развития образной речи детей в процессе экспериментальной работы.

Методы изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования; диагностика уровня развития образной речи детей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Методологической основой нашего исследования является:

Теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин).

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, а так же преподавателями средних и высших учебных заведений при чтении курса "Методика развития речи детей дошкольного возраста".

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения и списка используемой литературы. Объем работы сорок пятьдесят страниц машинописного текста. Список использованной литературы содержит наименования. Работа иллюстрирована таблицами, снабжена приложениями, в которых представлены: протоколы констатирующего и контрольного экспериментов, сводные таблицы результатов обследования детей, конспекты занятий, описание игр и игровых упражнений, иллюстрационный материал необходимый для игр и игровых упражнений.

Организация и база исследования: в эксперименте принимали участие шестнадцать детей (возраст пять-шесть лет) и семнадцать детей (возраст пять-шесть лет) МДОУ №6 Приморского района Архангельской области.

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru