Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести лет

Актуально о образовании » Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора » Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести лет

Страница 1

Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, сказки, рассказы, стихи, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей. Этому способствует и параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждении о том, почему в загадке используются сравнения, во фразеологизме – различные словосочетания (21).

Ушакова О.С. и Гавриш Н.В. предлагают поэтапное введение малых форм фольклора в работу с детьми (21,С.137).

Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора. В ходе занятий и тематических развлечений у дошкольников развивают познавательный интерес к различным формам фольклора: с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и с иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки). Для этого используются фольклорные праздники, где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Содержание работы подчиняется образовательной цели обратить внимание детей на форму и содержание метких образных изречений, типизирующих различные явления жизни.

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.

Ушакова О.С. и Гавриш Н.В. выделяют критерии отбора пословиц и поговорок:

1) семантическая доступность выражений, т. е. возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;

2) художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;

3) частотность употребления выражений, т. е. относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Определяется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц как целостных сочетаний слов с переносным значением. На этом этапе знания детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточнение значений и активизация пословиц, поговорок в речи).

Илларионова Ю.Г. раскрывает цель, значение загадок и методику работы с загадками (5).

Цель использования загадок – научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.

Значение загадок:

Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают овладеть образностью слов. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.

Требования к подбору загадок:

Младший дошкольный возраст – загадки о предметах, с которыми дети чаще всего встречаются. Использовать загадки в которых используются яркие внешние признаки. Но не должны быть слишком подробные.

Средний дошкольный возраст – загадки с более широкой тематикой, характеристика предметов должна быть дана подробно, признаки предметов определены точно, четко. Загадки должны быть с прямым сравнением.

Старший дошкольный возраст – загадки разнообразной тематикой, характеристика предметов может быть краткой, но называется основной, существенный признак.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Умения в области письменной речи на среднем этапе обучения английскому языку
Исследуя труды Щукина А.Н. по обучению иностранным языкам, мы выявили, что средний этап обучения английскому языку в школе соответствует возрасту 11-15 лет (V-IX классы), то есть подростковый период. [19; 257] Данный возраст соответствует возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [3; 3], и приходится ...

Особенности развития в математической деятельности
В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисл ...

Система работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном ДОУ
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда. Отражая в играх трудовые ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru