Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести лет

Актуально о образовании » Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора » Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести лет

Страница 1

Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, сказки, рассказы, стихи, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей. Этому способствует и параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждении о том, почему в загадке используются сравнения, во фразеологизме – различные словосочетания (21).

Ушакова О.С. и Гавриш Н.В. предлагают поэтапное введение малых форм фольклора в работу с детьми (21,С.137).

Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора. В ходе занятий и тематических развлечений у дошкольников развивают познавательный интерес к различным формам фольклора: с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и с иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки). Для этого используются фольклорные праздники, где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Содержание работы подчиняется образовательной цели обратить внимание детей на форму и содержание метких образных изречений, типизирующих различные явления жизни.

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.

Ушакова О.С. и Гавриш Н.В. выделяют критерии отбора пословиц и поговорок:

1) семантическая доступность выражений, т. е. возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;

2) художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;

3) частотность употребления выражений, т. е. относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Определяется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц как целостных сочетаний слов с переносным значением. На этом этапе знания детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточнение значений и активизация пословиц, поговорок в речи).

Илларионова Ю.Г. раскрывает цель, значение загадок и методику работы с загадками (5).

Цель использования загадок – научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.

Значение загадок:

Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают овладеть образностью слов. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.

Требования к подбору загадок:

Младший дошкольный возраст – загадки о предметах, с которыми дети чаще всего встречаются. Использовать загадки в которых используются яркие внешние признаки. Но не должны быть слишком подробные.

Средний дошкольный возраст – загадки с более широкой тематикой, характеристика предметов должна быть дана подробно, признаки предметов определены точно, четко. Загадки должны быть с прямым сравнением.

Старший дошкольный возраст – загадки разнообразной тематикой, характеристика предметов может быть краткой, но называется основной, существенный признак.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Факторы социального риска
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и со ...

Примерный тематический план занятий группы совершенствования
№ п/п Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 6 7 Влияние физических упражнений на организм занимающихся Основы методики обучения и тренировки Правила, организация и проведение соревнований Терминология гимнастических упражнений Общая и специаль ...

Методы и приемы работы по формированию у детей грамматического строя речи
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьм ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru