На основе полученных и сделанных выводах нами была поставлена цель: разработать и апробировать систему занятий и игр, способствующих развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1) выделить направления и этапы работы по формированию образной речи;
2) отобрать пословицы, поговорки и загадки для работы с детьми;
3) определить содержание этапов формирования образной речи;
4) разработать и апробировать систему занятий по ознакомлению детей пяти-шести лет с пословицами, поговорками, загадками;
5) разработать и апробировать систему игр по использованию пословиц, поговорок и загадок.
Нами была разработана и апробирована система мер для решения поставленных задач. Формирующий эксперимент проходил поэтапно. Система работы по развитию (восприятию и пониманию) образной речи детей пяти-шести лет наглядно представлена см. Приложение 7). Вся система работы направлена на развитие восприятия и понимания образной речи.
1 этап. Ознакомление детей с малыми фольклорными формами на специальных занятиях.
Было проведено три занятия по знакомству с пословицей, поговоркой и загадкой. "Шило в мешке не утоишь"; " В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу"; "Малые формы фольклора" (см. Приложение 8).
На первом занятии было организовано знакомство детей со структурой пословицы, представленной в виде двух частей- действие и результат. Цель занятия – познакомить детей с жанровыми особенностями пословицы, ее структурой, учить понимать обобщенное значение пословицы.
На втором и третьем занятии было организовано знакомство детей с малыми фольклорными формами и их жанровыми особенностями. Второе занятие по теме " В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу"; проводилось с целью уточнения представлений детей о жанровых особенностях, назначении загадок, пословиц, поговорок, учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.
На данном занятии особо активны были: Аня К.(5), Катя В. (4,11), Маша Н. (5), Ваня С.(5,4). Эти дети знают очень много половиц, поговорок, придумали очень хорошие и интересные загадки, используя сравнения, метафоры.
Следующее занятие: "Малые фольклорные формы". Было так же организовано знакомство детей с малыми фольклорными формами и их жанровыми особенностями. Цель - уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок, учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.
Дети более охотно, чем на предыдущих занятиях соглашались придумать загадки и загадывать их всем ребятам, у них появилось желание загадывать и отгадывать загадки, придумывать их самим, использовать в своей речи пословицы и поговорки, фразеологизмы. По окончании занятия дети продолжали придумывать загадки и загадывать их своим сверстникам.
2 этап. Закрепление знаний детей о малых формах фольклора вне занятий.
На данном этапе были проведены игры по использования пословиц, поговорок и загадок в речи детей (см. Приложение 9).
Игры проводились в вечерний отрезок времени. В период знакомства детей с играми проводилось по одной игре в день.
Знакомство, с играми мы начали с игры №1 "Какому герою подходит эта пословица и поговорка?" Цель: обратить внимание детей на сказочных героев и их поведение; развивать умение применять ранее усвоенные знания о пословицах, поговорках; учить анализировать, сравнивать и обобщать пословицу, поговорку с поведением сказочного героя.
Все поговорки и пословицы говорит воспитатель. С помощью данной игры происходит знакомство детей с теми пословицами и поговорками, которые они не знают, запоминание и освоение. Затем идут игры: "Закончи пословицу, поговорку";"Вставь пропущенное слово"; "Подбери и раскрась, то что относится к пословице, поговорке, загадке"; "Подбери пословицу, поговорку к ситуации"; "Назови пословицу, поговорку по рифмующимся словам".
Подробно о педагогике:
Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение,
функции и гигиена кожи"
Материал этой темы раскрывает огромное значение кожи как покровного органа, осуществляющего роль внешнего барьера в обмене веществ организма с окружающей средой. Рассматривая содержание понятия "кожа" учителю следует касаться свойств кожи как самого крупного органа нашего тела, основные ф ...
Урок для современного ребенка
Однако необходимо отметить, что нынешние малыши-шестилетки сильно отличаются от своих предшественников. Дошкольник, принимаемый в первый класс, имеет достаточно определенное представление о мире. В отличие от ребенка дотелевизионной эпохи, современный ребенок большую часть организованной информации ...
Программы 30-х годов ХХ века: роль педагога в организации детской деятельности
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры глубоко изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областя ...