Методика «Моя семья»

Страница 1

Методика является модификацией методика М. Егровой.

Цель:

Изучение уровня семейного воспитания.

Инструкция.

Уважаемые учащиеся! Сначала напишите, в кем Вы живете: отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие члены семьи. Затем отвечайте на вопросы одним из следующих возможных ответов:

Конечно, да

Скорее, да

Трудно ответить

Скорее, нет

Конечно, нет

5

4

3

2

1

Для некоторых вопросов (№ 3, 10, 17) следует выбирать ответы с указанием матери или отца (или других членов семьи): «Конечно, мать» - 1, «Видимо, мать» - 2, «Конечно, отец» - 3, «Видимо отец» /1 4, «Оба родителя» - 5.

На листе бумаги напишите дату, пожеланию – фамилию и имя, класс, школу и номер вопросов от 1 до 21. Против каждого номера Вы будете писать ответ в виде цифры, соответствующей Вашему ответу – или «1», или «2», или «3», или «5». Если, например, на вопрос 1 выбран ответ «Видимо, да», то нужно напротив номера 1 написать цифру 2. И так далее… Спасибо за сотрудничество.

Текст.

1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?

2. Часто ли родители помогают Вам в выполнении домашних заданий, решении учебных проблем?

3. С кем вы чаще советуетесь в Вашей семье, когда нужно принять какое-нибудь решение?

4. Часто ли родители соглашаются с тем, что учитель был не справедлив по отношению к Вам?

5.Часто ли родители вас наказывали?

6. Часто ли родители ссорятся друг с другом?

7. Верно ли, что у вас дома нет общих дел, в которых участвуют все члены семьи?

8. Часто ли в ответ на Вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают «Нельзя!»?

9. Бывает ли та, что родители настаивают на том, что бы Вы не дружили с кем-нибудь из Ваших друзей?

10. Кто является главой в вашей семье: мать или отец?

11. Смеются ли родители над кем-нибудь из Ваших учителей?

12. Часто ли разговариваю с Вами резким, грубым голосом?

13. Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, плохие, недружеские отношения между родителями?

14. Верно ли, что в Вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?

15. Считают ли родители Вас капризным ребенком?

16. Часто ли родители хотят, что бы вы все делали по вашему желанию, говоря что они разбираются в этом вопросе лучше вас?

17. С кем в семье Вы больше общаетесь?

18. Часто ли родители не одобряют дела, которые организует школа?

19. Наказывали ли вас в детстве более сурово, чем других детей?

20. Бывает ли, что один из родителей говорит Вам что-то плохое о другом родителе?

21. Верно ли, что у вас нет постоянных домашних обязанностей?

Обработка результатов.

Изучается степень выраженности в семейном воспитании семи показателей (факторов) Ответы «5» - «конечно, нет» - указывают на максимальное положительное проявление фактора. Максимальная сумма по одному фактору – 15, минимальная сумма – 3. По всем факторам соответственно – 105 и 21 балл. Предполагается определение интервалов уровней семейного воспитания: благополучного, посредственного и неблагополучного. Изменив некоторые формулировки вопросов, методику можно предложить родителям учащихся.

Если ребенок живет с одним из родителей, то по показателю III его ответы не учитываются.

Показатели:

I – Строгость (гибкость) воспитательных установок родителей.

II – Нет поощрения, воспитания самостоятельности и инициативы (есть).

III – Доминантность материи (и, наоборот, равноправное участие обоих родителей в воспитании, уверенность материи в методах воспитания).

IV – Подрав авторитета других воспитателей, учителей (их поддержка)

V – Жесткость методов воспитания, много наказаний (гибкость методов воспитания, мало наказаний)

VI – Холодные, недружеские взаимоотношения родителей (теплые взаимоотношения)

VII – Отсутствие общих дел, взаимопомощи, регулярных обязанностей в семье (их наличие).

Ключ:

I – 1, 8, 15; II – 2,9,16; III – 3, 10, 17; IV – 4, 11, 18; V – 5,12,19; VI – 6, 13, 20; VII – 7, 14, 21.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Понятие об основных и дополнительных формах существования языка
До возникновения письменности и литературы языки развиваются в их устно-разговорной форме; возникновение письменности и литературы вызывает появление второй формы языкового существования и развития – книжно-литературной; взаимодействие этих двух форм характеризует развитие языков нового времени, ск ...

Запись решения задач
логическое мышление математика школьник занков Что касается записи решения задач, то следует практиковать разные её формы. Когда дети начинают решать задачи в два действия и более, в первое время полезна постановка вопроса в письменном виде, что позволит отчетливее осознать ход решения задачи. Само ...

Факторы социального риска
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и со ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru