Методика «Моя семья»

Страница 1

Методика является модификацией методика М. Егровой.

Цель:

Изучение уровня семейного воспитания.

Инструкция.

Уважаемые учащиеся! Сначала напишите, в кем Вы живете: отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие члены семьи. Затем отвечайте на вопросы одним из следующих возможных ответов:

Конечно, да

Скорее, да

Трудно ответить

Скорее, нет

Конечно, нет

5

4

3

2

1

Для некоторых вопросов (№ 3, 10, 17) следует выбирать ответы с указанием матери или отца (или других членов семьи): «Конечно, мать» - 1, «Видимо, мать» - 2, «Конечно, отец» - 3, «Видимо отец» /1 4, «Оба родителя» - 5.

На листе бумаги напишите дату, пожеланию – фамилию и имя, класс, школу и номер вопросов от 1 до 21. Против каждого номера Вы будете писать ответ в виде цифры, соответствующей Вашему ответу – или «1», или «2», или «3», или «5». Если, например, на вопрос 1 выбран ответ «Видимо, да», то нужно напротив номера 1 написать цифру 2. И так далее… Спасибо за сотрудничество.

Текст.

1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?

2. Часто ли родители помогают Вам в выполнении домашних заданий, решении учебных проблем?

3. С кем вы чаще советуетесь в Вашей семье, когда нужно принять какое-нибудь решение?

4. Часто ли родители соглашаются с тем, что учитель был не справедлив по отношению к Вам?

5.Часто ли родители вас наказывали?

6. Часто ли родители ссорятся друг с другом?

7. Верно ли, что у вас дома нет общих дел, в которых участвуют все члены семьи?

8. Часто ли в ответ на Вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают «Нельзя!»?

9. Бывает ли та, что родители настаивают на том, что бы Вы не дружили с кем-нибудь из Ваших друзей?

10. Кто является главой в вашей семье: мать или отец?

11. Смеются ли родители над кем-нибудь из Ваших учителей?

12. Часто ли разговариваю с Вами резким, грубым голосом?

13. Кажется ли Вам, что у Вас в семье холодные, плохие, недружеские отношения между родителями?

14. Верно ли, что в Вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?

15. Считают ли родители Вас капризным ребенком?

16. Часто ли родители хотят, что бы вы все делали по вашему желанию, говоря что они разбираются в этом вопросе лучше вас?

17. С кем в семье Вы больше общаетесь?

18. Часто ли родители не одобряют дела, которые организует школа?

19. Наказывали ли вас в детстве более сурово, чем других детей?

20. Бывает ли, что один из родителей говорит Вам что-то плохое о другом родителе?

21. Верно ли, что у вас нет постоянных домашних обязанностей?

Обработка результатов.

Изучается степень выраженности в семейном воспитании семи показателей (факторов) Ответы «5» - «конечно, нет» - указывают на максимальное положительное проявление фактора. Максимальная сумма по одному фактору – 15, минимальная сумма – 3. По всем факторам соответственно – 105 и 21 балл. Предполагается определение интервалов уровней семейного воспитания: благополучного, посредственного и неблагополучного. Изменив некоторые формулировки вопросов, методику можно предложить родителям учащихся.

Если ребенок живет с одним из родителей, то по показателю III его ответы не учитываются.

Показатели:

I – Строгость (гибкость) воспитательных установок родителей.

II – Нет поощрения, воспитания самостоятельности и инициативы (есть).

III – Доминантность материи (и, наоборот, равноправное участие обоих родителей в воспитании, уверенность материи в методах воспитания).

IV – Подрав авторитета других воспитателей, учителей (их поддержка)

V – Жесткость методов воспитания, много наказаний (гибкость методов воспитания, мало наказаний)

VI – Холодные, недружеские взаимоотношения родителей (теплые взаимоотношения)

VII – Отсутствие общих дел, взаимопомощи, регулярных обязанностей в семье (их наличие).

Ключ:

I – 1, 8, 15; II – 2,9,16; III – 3, 10, 17; IV – 4, 11, 18; V – 5,12,19; VI – 6, 13, 20; VII – 7, 14, 21.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Коррекционная направленность аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Теоретическая часть курсовой работы позволила рассмотреть вопрос о взаимосвязи характера речевого нарушения с механизмом овладения письменной речью. Нарушенная деятельность анализаторов и психических процессов (хотя первично интеллект сохранен) приводит к неполноценности психофизиологической базы, ...

Теоретические основы проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в ко ...

Зарубежный опыт итоговой государственной аттестации
Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х гг. Французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране стало очень много иммигрантов из Африки. Уровень их образованности был крайне низок, но, тем не менее, детям иммигрантов необходимо было учиться, и французские власти пошли им навстречу, ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru