Обучение технологии в условиях сельской школы, в том числе и малокомплектной, предполагает организацию работы школьников над программным материалом не только в рамках обычных уроков технологии, но и при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время (соревнования, конкурсы, олимпиады, экскурсии на сельскохозяйственные предприятия, выставки, в музеи декоративно-прикладного искусства, встречи со специалистами различных областей сельскохозяйственного производства, ветеранами труда и боевых сражений). Внеурочная работа по технологии, как и по другим предметам, является неотъемлемой частью образовательного процесса и рассматривается в качестве эффективного средства расширения и углубления знаний, полученных детьми, а также повышения познавательной активности школьников.
Использование нетрадиционных форм занятий по технологии создает благоприятные условия для:
- организации коллективной работы учащихся разных возрастных групп и классов;
- расширения кругозора школьников за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников;
- организации культурного досуга учащихся, их родителей и сотрудников школы;
- привлечения к учебному процессу родителей, специалистов местных хозяйств, сельского социума:
- расширения учебной зоны;
- реализации межпредметных и внутрипредметных связей;
- формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
- мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
- повышения интереса школьников к учению.
Несмотря на то, что конечная цель уроков и нетрадиционных занятий по технологии – подготовить учащихся к будущей профессиональной деятельности в стремительно меняющихся условиях информационно-технологической цивилизации, максимально развив их творческие способности и личность в целом, - совпадает, нетрадиционные формы работы имеют свои, специфические задачи обучения, воспитания и развития. Они, в первую очередь, должны:
- способствовать углублению, расширению и совершенствованию приобретаемых школьниками на уроках знаний, умений и практических навыков;
- расширять политехнический кругозор школьников, их творческие возможности;
- развивать интерес учащихся к технологии как к учебному предмету;
- повышать уровень продуктивности познавательной деятельности детей;
- воспитывать уважение и любовь к труду, ответственности за последствия принятых решений и своей деятельности;
- повышать общую и технологическую культуры школьников.
Нетрадиционные формы занятий отражают и несколько видоизменяют все основные направления в работе по технологии (обслуживающему и техническому труду): усвоение и повышение уровня сообщаемых теоретических сведений; формирование практических умений и навыков, их совершенствование; многоплановое развитие личности школьников в процессе активной трудовой деятельности.
При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.).
Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии в сельской школе
| Принцип | Реализация принципа на практике | 
| Принцип индивидуального подхода к учащимся | Требует построения внеклассного мероприятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей | 
| Принцип связи теории с практикой | Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками: а) теоретический и практический материал уроков получает во внеклассной работе дополнительное подтверждение; б) внеклассное мероприятие обогащает полученные знания, умения, навыки, расширяет и совершенствует их. | 
| Принцип сознательности и активности деятельности школьников | Предполагает создание условий для возникновения интереса школьников к внеклассному мероприятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами | 
| Принцип избирательности | Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к урокам технологии, тематики данного мероприятия, традиций школы и данной местности | 
| Принцип связи теории с практикой | Предполагает раскрытие школьникам роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную преобразовательную трудовую (производственную) деятельность | 
| Принцип добровольности участия школьников в деятельности | Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям | 
| Принцип занимательности | Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения | 
Подробно о педагогике:
Требования к подготовленности воспитателя осуществляющего деятельность по
развитию математических способностей
	 Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В связи с этим особую значимость имеет подготовка будущего п ...
	
Эволюция управления как науки
	 Древнейшему искусственному сооружению около 6000 лет. Изуродованное и обезображенное, оносохранилось и до наших дней. Гениальный Менеджер сотворил его всего за три дня, вот как описывается начало этих грандиозных работ в самой великой Книге: "Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была бе ...
	
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания молодежи в современных
условиях
	 Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис, которому более всего подвержено молодое поколение россиян. Наиболее существенными стали проблемы культурно-нравственного воспитания – это рост негативных тенденций среди молодых людей, увеличение количества наркоманов, юн ...