Использование нетрадиционных форм занятий по технологии в сельской школе К.В. Эпоева

Актуально о образовании » Моделирование содержания технологического образования » Использование нетрадиционных форм занятий по технологии в сельской школе К.В. Эпоева

Страница 1

Обучение технологии в условиях сельской школы, в том числе и малокомплектной, предполагает организацию работы школьников над программным материалом не только в рамках обычных уроков технологии, но и при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время (соревнования, конкурсы, олимпиады, экскурсии на сельскохозяйственные предприятия, выставки, в музеи декоративно-прикладного искусства, встречи со специалистами различных областей сельскохозяйственного производства, ветеранами труда и боевых сражений). Внеурочная работа по технологии, как и по другим предметам, является неотъемлемой частью образовательного процесса и рассматривается в качестве эффективного средства расширения и углубления знаний, полученных детьми, а также повышения познавательной активности школьников.

Использование нетрадиционных форм занятий по технологии создает благоприятные условия для:

- организации коллективной работы учащихся разных возрастных групп и классов;

- расширения кругозора школьников за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников;

- организации культурного досуга учащихся, их родителей и сотрудников школы;

- привлечения к учебному процессу родителей, специалистов местных хозяйств, сельского социума:

- расширения учебной зоны;

- реализации межпредметных и внутрипредметных связей;

- формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;

- мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;

- повышения интереса школьников к учению.

Несмотря на то, что конечная цель уроков и нетрадиционных занятий по технологии – подготовить учащихся к будущей профессиональной деятельности в стремительно меняющихся условиях информационно-технологической цивилизации, максимально развив их творческие способности и личность в целом, - совпадает, нетрадиционные формы работы имеют свои, специфические задачи обучения, воспитания и развития. Они, в первую очередь, должны:

- способствовать углублению, расширению и совершенствованию приобретаемых школьниками на уроках знаний, умений и практических навыков;

- расширять политехнический кругозор школьников, их творческие возможности;

- развивать интерес учащихся к технологии как к учебному предмету;

- повышать уровень продуктивности познавательной деятельности детей;

- воспитывать уважение и любовь к труду, ответственности за последствия принятых решений и своей деятельности;

- повышать общую и технологическую культуры школьников.

Нетрадиционные формы занятий отражают и несколько видоизменяют все основные направления в работе по технологии (обслуживающему и техническому труду): усвоение и повышение уровня сообщаемых теоретических сведений; формирование практических умений и навыков, их совершенствование; многоплановое развитие личности школьников в процессе активной трудовой деятельности.

При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.).

Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии в сельской школе

Принцип

Реализация принципа на практике

Принцип индивидуального подхода к учащимся

Требует построения внеклассного мероприятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей

Принцип связи теории с практикой

Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками:

а) теоретический и практический материал уроков получает во внеклассной работе дополнительное подтверждение;

б) внеклассное мероприятие обогащает полученные знания, умения, навыки, расширяет и совершенствует их.

Принцип сознательности и активности деятельности школьников

Предполагает создание условий для возникновения интереса школьников к внеклассному мероприятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами

Принцип избирательности

Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к урокам технологии, тематики данного мероприятия, традиций школы и данной местности

Принцип связи теории с практикой

Предполагает раскрытие школьникам роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную преобразовательную трудовую (производственную) деятельность

Принцип добровольности участия школьников в деятельности

Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям

Принцип занимательности

Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Нравственная культура личности как педагогическая проблема
культура личность школьник воспитательный «Развить до высшей степени индивидуальную и народную нравственность – значит воспитать человека и народ». В.Н. Тычина. 1914 г. Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. ...

Состояние дошкольного образования в г. Зеленогорске Красноярского края
По оценкам специалистов Департамента образования Красноярского края город Зеленогорск имеет лучшие в крае показатели по обеспеченности населения услугами дошкольных учреждений. Весной 2009 года на выездном совещании в Зеленогорске полпред губернатора края Вадим Медведев подводил итоги реализации кр ...

Концепции проблемного обучения, психологические условия организации проблемного обучения
Поскольку традиционное обучение во многом не отвечает современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволяют формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессионально-производственные и научные пр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru