Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

образный речь фольклор педагогика

После изучения теоретического материала по проблеме "Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора", мы определили цель констатирующего эксперимента: выявить особенности образной речи у детей пяти-шести лет. Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:

- подобрать и адаптировать методику выявления особенностей образности речи у детей;

- выявить уровень развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста;

- определить логику и содержание формирующего эксперимента.

В процессе обследования уровня образности речи, мы использовали методику Н.В. Гавриш, опубликованную в книге О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной "Развитие речи детей дошкольного возраста". За основу мы взяли три серии заданий на выявление уровня развития образной речи (20,С.252).

1 серия заданий: определение понимания детьми значения фразеологизмов.

Каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, для выявления, того как оно понимается. Беседа с каждым ребенком проводится индивидуально (протоколы эксперимента см.Приложение 2).

Уровни, по которым оценивались ответы детей:

Высокий уровень – ребенок без затруднений дает правильные ответы, правильно понимает смысл фразеологизмов;

Средний уровень – ребенок испытывает небольшие затруднения, передает прямой смысл фразеологизмов;

Низкий уровень – не понимает фразеологизмов, дает отрицательные ответы.

2 серия заданий: выявления понимания детьми смысла пословиц. Ребенку предлагается объяснить, как он понимает пословицы. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально (протоколы эксперимента см.Приложение 3).

Уровни, по которым оценивались ответы детей:

Высокий уровень – правильно понимает смысл пословицы и ее предназначение;

Средний уровень – передает прямой смысл пословицы;

Низкий уровень – ребенок не понимает смысл пословицы.

3 серия заданий: направлена, на выявление умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, выделять средства художественной выразительности из текста загадок. Беседа с каждым ребенком проводится индивидуально (протоколы эксперимента см. Приложение 4). Детям предлагаются три загадки.

- Спозаранку за окошком

- У меня длинней иголки, чем у елки.

Стук и звон и кутерьма

Очень прямо я расту в высоту.

По прямым стальным дорожкам

Если я на опушке,

Ходят красные дома (Поезд, трамвай)

Ветви только на макушке. (Сосна)

- В красной шапке расшитой

В черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной песенкой смешной

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та. (Дятел)

После каждой загадки ему задаются вопросы:

- Как ты догадался, что это поезд? (понимание метафоры)

- С чем сравнивают сосну?

- Почему сравнивают трамвай с домами? (выделение сравнений)

- Как можно по другому сказать о дятле?

- С чем можно сравнить поезд?

Уровни, по которым оценивались ответы детей:

Высокий уровень – ребенок понимает художественный образ в загадке, вычленяет сравнения, эпитеты, осознает метафоры;

Средний уровень – ребенок затрудняется в понимании художественного образа в загадке, вычленение сравнений и эпитетов с ошибками;

Низкий уровень – ребенок не понимает художественный образ, не вычленяет сравнений, эпитетов, не осознает метафор.

Весь констатирующий эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально с целью получения достоверных результатов. В эксперименте принимали участие дети двух групп МДОУ "Детский сад №6" Приморского района, Архангельской области. Возраст детей пять-шесть лет, каждая группа по шестнадцать-семнадцать человек.

Подробно о педагогике:

Правовое просвещение и правовое воспитание в профессиональной подготовке
Важнейшее место в процессе подготовки специалистов зависит от взаимосвязи образовательного и воспитательного факторов. Правонарушения молодых специалистов в практической деятельности связаны с субъективными факторами, обусловленными низким уровнем правового воспитания. Функция правового воспитания ...

Дидактические и методические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности ...

Организационно-педагогическая деятельность руководителей МКОУ Унъюганская СОШ№1 по подготовке к ЕГЭ
Ведущими компонентами деятельности органов управления образованием и школы по подготовке и проведению ЕГЭ являются: чёткое определение целей предстоящей работы; разработка программы их реализации; создание оптимальных условий проведения ЕГЭ. Важнейшее место в решении проблем подготовки к ЕГЭ в реги ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru