Теоретическая часть курсовой работы позволила рассмотреть вопрос о взаимосвязи характера речевого нарушения с механизмом овладения письменной речью. Нарушенная деятельность анализаторов и психических процессов (хотя первично интеллект сохранен) приводит к неполноценности психофизиологической базы, нарушения фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; нарушенное произношение усугубляет недостатки фонематического анализа; недоразвитие моторики мелких мышц руки всё это влияет на овладение письменной речи детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Цель - определить на практике взаимосвязь, целесообразность выбора метода обучения и индивидуальных особенностей дефекта речи обучения младшего школьника, и эффективность данной целесообразности.
Задачи исследования:
изучение теоретических основ обучения письму младших школьников школы для детей с ТНР
изучение особенностей использования аналитико-синтетического метода с целью обучения письму младших школьников школы для детей с ТНР
осуществление коррекционной работы в процессе обучению письму посредством использования аналитико-синтетического метода обучения младших школьников школы для детей с ТНР
Определение эффективность использования аналитико-систетического метода при обучения письму младших школьников школы для детей с ТНР
Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством применения аналитико-синтетического метода.
Объект - аналитико-синтетический метод обучения письму, индивидуально-дифференцированные программы обучения, нарушения письменной речи.
Методы исследования – изучение научно-методической литературы; обследование речи младших школьников; коррекционная работа по устранению дисграфии у детей-логопатов (дизартриков) посредством аналитико-синтетического метода обучения; аналитическая работа по результатам экспериментального исследования.
Гипотеза исследования - предполагается, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы с младшими школьниками в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи при использовании аналитико-синтетического метода обучения, возможно осуществлять эффективно-результативную коррекционную работу по обучению письму с обязательным построением и использованием индивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающими изучение дефекта речи каждого ребенка.
Экспериментальное исследование включает в себя 3 части:
Констатирующий эксперимент. Цель - выявить особенности детей: состояние речи (звукопроизношение, степень развития связной речи, лексико-грамматический строй), познавательных процессов, психологический статус.
Формирующий (или собственно эксперимент). Цель- осуществление непосредственной коррекционной работы в процессе обучению письму посредством использования аналитико-систетического метода обучения младших школьников школы для детей с ТНР
Контрольный эксперимент. Цель - определить эффективность использования аналитико-синтетического метода обучения письму младших школьников школы для детей с ТНР
В исследование приняло участие 10 детей младшего школьного возраста, диагнозы детей: 10 - тяжелая форма дизартрии (5 мальчиков, 5 девочек). Общее недоразвитие речи 3 уровня. Оптическая дисграфия.
Характеристика речи детей.
Нарушение звукопроизношения - все группы звуков; нарушение слоговой структуры слов, нарушения развития связной речи, грубые нарушения фонематического слуха, нарушен грубо ритмический рисунок слова; нарушения зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, грубые нарушения слогового анализа и синтеза, нарушения лексико-грамматического строя речи – частые аграмматизмы, расстройства памяти, внимания, сукцессивных (последовательных) и симультанных процессов, недостаточное развитие мелкой моторики рук, отмечается недостаточная сформированность мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, закономерностей, испытывает сложности при согласовании существительных с количественными числительными в родительном падеже множественного числа, нарушения при подборе слов-антонимов, расстройства эмоционально-волевой сферы – эмоциональная нестабильность (см. подробно в приложении - речевые карты).
Подробно о педагогике:
Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного
процесса
Содержание учебного материала Коррекционно-развивающее образование (КРО) как новое направление в развитии педагогической практики. Назначение и основные задачи коррекционно-развивающего образования. Общепедагогические принципы коррекционно-развивающего образования, их характеристика. Психолого-педа ...
Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
Семейное воспитание - это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная част ...
ИКТ в современном образовательном процессе
Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Информационное общество - это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации сред ...