Дидактические основы формирования художественно-творческих умений и навыков

Актуально о образовании » Методика развития творческих умений и навыков у школьников на уроках технологии » Дидактические основы формирования художественно-творческих умений и навыков

Страница 1

Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата на уроке.

При подготовке к уроку учитель должен продумывать все до мелочей: что и как он будет делать на уроке, во время работы учащихся.

В начале каждого занятия обязательно сообщаются сведения, необходимые для дальнейшей практической деятельности. Рассказ, беседа, объяснение занимают не более 15-20% учебного времени. Сообщаются проверенные, достоверные факты, строго должны соблюдаться принципы научности.

Выбор изделия для практической работы зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Программа по труду в начальных классах построена таким образом, что предусмотрена преемственность, необходимая для изучения более сложного материала.

Задание для детей должны быть посильными: трудновыполнимая задача вызывает у них неуверенность в себе, а в конечном итоге – нежелание трудиться, отвращение к работе. Слишком легкие задания приучают работать без напряжения, усилий, а в результате они не приучаются к преодолению трудностей.

Успешно будет проходить урок лишь в том случае, если дети будет заинтересованы, увлечены работой.

Главное в работе с детьми – отсутствие однообразия, поэтому на занятиях должны выполняться различные виды поделок.

При обучении детей приемам бисероплетения, большая роль должна отводиться овладению художественно-творческими навыками и приемами, развитию художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Нужно, чтобы дети учились вносить в работу элементы фантазии, разнообразия. Все эти требования и определяют подход и методику обучения на уроках труда.

Понимание обучения только как руководства процессами последовательности выполнения заданий будет неверным, так как это приведет лишь к подражанию действий руководителя.

Очень важно для успешного формирования художественно-творческих умений и навыков сочетание различных методов обучения: словесных, наглядных, практических. При объяснении новой темы, наряду со сведениями из истории, особенностях и области применения некоторых видов декоративно-прикладного искусства, учитель рассказывает и о назначении выполняемых изделий.

Во время беседы активируется внимание ребят, оно оживляет занятия. В беседе учитель выясняет степень подготовленности детей к работе, а также степень знаний и усвоения материала.

Также уже во вводной беседы необходимо познакомить детей с разнообразными вариантами изделия, предоставить детям возможность потрогать руками каждое из них, выразить чувство восхищения его красотой и желание научиться мастерству. Беседа возбуждает у учащихся интерес к занятию. В заключительной беседе закрепляют знания, полученные на занятии.

Общее впечатление от беседы помогут усилить наглядные методы обучения – демонстрация различных схем, таблиц, образцов изделий декоративно-прикладного искусства, видеоматериалов. Они помогают знакомить учащихся с материалами и трудовыми процессами с народными промыслами.

Художественно-творческие умения и навыки нельзя сформировать, не используя практические методы обучения. Среди практических методов обучения наибольшее применение получили упражнения.

Упражнение – это целенаправленное повторение действий с применением правильных приемов работы, исправление допущенных ошибок и стремлением достичь лучшего результата. Суть упражнений – в повторении действий. При этом трудовое действие становится упражнением тогда, когда его используют для решения конкретной педагогической задачи: научить ребенка определенному приему или сформировать какое-либо умение или навык.

Так, успех в формировании художественно-творческих умений и навыков зависит не только от числа повторений, но и от подбора упражнений с постепенным переходом от легких к более сложным. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.

Виды упражнений зависят от характера выполняемой работы. Например, детям младшего возраста учитель предлагает поупражняться в нанизывании бусинок на нить, в закреплении на конце нити крупной бусины.

Значительное место на занятиях занимают инструктажи, они играют важную роль в учебном процессе. Например, при организации практической работы учащихся по изготовлению какого-либо изделия нужно объяснить и показать им, каким должно быть изделие, объяснить порядок выполнения и показать приемы работы, объяснить и показать приемы контроля за работой и ее результатами.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Требования к подготовленности воспитателя осуществляющего деятельность по развитию математических способностей
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В связи с этим особую значимость имеет подготовка будущего п ...

Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством
Прежде всего, у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, вызывают внимание к ним. Так постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму в ...

Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru