Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого

Страница 1

С.Т. Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Он утверждал, что нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печать глубокого единства его идей и их практического воплощения.

С.Т. Шацкий больше, чем кто-либо из педагогов 20-х годов, связанный с жизнью школы, боролся с голым теоретизированием, с прожектерскими идеями педагогов, которые в тихом уюте кабинетов создавали теории, призванные потрясти мир, а на деле дискредитировавшие педагогику.

Шацкий, по утверждению Е.Н.Медынского, сыграл в истории школы значительно большую роль, чем можно судить по количеству написанных им и напечатанных произведений. Так, например, высказывания его о процессе взаимодействия школы и социальной среды рассыпаны в десятках статей на волнующие школу темы, но собрать и систематизировать их ученый так и не успел.

Станислав Теофилович принадлежит к числу педагогов, которые сыграли большую роль своей практической деятельностью, вооружая ценными идеями и принципами своих учеников и последователей.

Качественное своеобразие новой школы Шацкий видел в ее стремлении исследовать социальные факторы в воспитательном процессе. «В общем, характеризуя новые направления, мы можем определенно сказать, что переходим от педагогики индивидуальной к педагогике социальной. И это глубоко правильно –писал Шацкий.

Согласно взглядам этого педагога, научный подход к педагогике начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов, но и в окружающей социальной среде.

С.Т. Шацкий, пожалуй, единственный из педагогов 20-х годов сделал попытку представить более или менее полную картину процесса социального формирования личности. Все воздействующие на формирование ребенка факторы он разделил на природные (первичные) и социальные (вторичные). К природным факторам он относил свет, тепло, воздух сырую пищу, почву, растительную и животную среду и другие. К социально-экономическим – орудия, инструменты, материалы, бюджет и организацию хозяйства и другие. К социально-бытовым факторам – жилище, пищу, одежду, речь, счет, обычаи, типичные суждения, общественный строй.[1]

Классификация факторов воздействия С.Т. Шацкого имеет ряд недостатков. Можно ли ограничить факторы воздействия только тремя группами? А к каким нужно отнести культурно-бытовые факторы, потребности общества? Внутри групп факторов тоже нет четкой классификации. Впрочем, Шацкий и сам писал о том, что его система факторов не претендует на полноту и точность. Она была необходима ему как рабочая гипотеза для рассмотрения педагогических явлений.

Только при условии тесного сотрудничества с населением и общественными организациями школа может эффективно решать воспитательные задачи.

Воздух, свет, тепло, одежда являются важнейшими факторами биологического развития ребенка, как утверждал Шацкий. Педагогам и родителям надо учиться управлять ими, разумно использовать для укрепления здоровья детей. Результатом такой работы должны быть режимы детского поведения по отношению ко всем естественным факторам воспитания – теплу, свету, сну, пище, изменениям физического состояния и т. Д. Школа вырабатывает режимы, среда приводит их в действие.[17]

К социально-экономическим факторам Шацкий относил умения и способы обращения с вещами, инструментами, материалами, организационные навыки, степень достатка в семье, материальную обеспеченность и т. Д.

Социально-бытовые факторы – язык, речь, обычаи, традиции, нормы поведения – накладывали глубокий отпечаток на развитие личности. Ребенок с детства впитывал представления окружающих о жизненных ценностях, идеалах. Подражая взрослым, он учился вести себя так, а не иначе в различных ситуациях, рассуждать так, как рассуждают родители, родственники.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Содержание методической системы по активизации резервных возможностей учащихся 6-7 классов при обучении английскому языку
Рассмотрев вопросы отбора и организации учебного материала на мотивах интенсификации учебного процесса, переходим к трактовке основных положений структуры и содержания методической системы по активизации резервных возможностей учащихся 6-7 классов при обучении их английскому языку. Согласно мнения ...

Организация учебного процесса в Морском Кадетском Корпусе
На момент создания 1752 году Морского кадетского корпуса штат корпуса был определен в 360 воспитанников, которые в строевом отношении делились на три роты, а в учебном на три класса (соответственно в каждой роте и классе было по 120 человек). Воспитанники первого, или выпускного, класса назывались ...

Обучающие программы в школьном курсе физики
TEACH PRO. ФИЗИКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ. ВИРТУАЛЬНЫЙ НАСТАВНИК. ФИЗИКА 10-11 КЛАСС. Продукт "Виртуальный наставник. ФИЗИКА 10-11 класс" представляет собой интерактивный тренажёр для закрепления теоретического учебного материала, с помощью решения задач различной сложности. Мультимедийный учебн ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru