С.Т. Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Он утверждал, что нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печать глубокого единства его идей и их практического воплощения.
С.Т. Шацкий больше, чем кто-либо из педагогов 20-х годов, связанный с жизнью школы, боролся с голым теоретизированием, с прожектерскими идеями педагогов, которые в тихом уюте кабинетов создавали теории, призванные потрясти мир, а на деле дискредитировавшие педагогику.
Шацкий, по утверждению Е.Н.Медынского, сыграл в истории школы значительно большую роль, чем можно судить по количеству написанных им и напечатанных произведений. Так, например, высказывания его о процессе взаимодействия школы и социальной среды рассыпаны в десятках статей на волнующие школу темы, но собрать и систематизировать их ученый так и не успел.
Станислав Теофилович принадлежит к числу педагогов, которые сыграли большую роль своей практической деятельностью, вооружая ценными идеями и принципами своих учеников и последователей.
Качественное своеобразие новой школы Шацкий видел в ее стремлении исследовать социальные факторы в воспитательном процессе. «В общем, характеризуя новые направления, мы можем определенно сказать, что переходим от педагогики индивидуальной к педагогике социальной. И это глубоко правильно –писал Шацкий.
Согласно взглядам этого педагога, научный подход к педагогике начинается там, где воспитание строится на основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций, возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов, но и в окружающей социальной среде.
С.Т. Шацкий, пожалуй, единственный из педагогов 20-х годов сделал попытку представить более или менее полную картину процесса социального формирования личности. Все воздействующие на формирование ребенка факторы он разделил на природные (первичные) и социальные (вторичные). К природным факторам он относил свет, тепло, воздух сырую пищу, почву, растительную и животную среду и другие. К социально-экономическим – орудия, инструменты, материалы, бюджет и организацию хозяйства и другие. К социально-бытовым факторам – жилище, пищу, одежду, речь, счет, обычаи, типичные суждения, общественный строй.[1]
Классификация факторов воздействия С.Т. Шацкого имеет ряд недостатков. Можно ли ограничить факторы воздействия только тремя группами? А к каким нужно отнести культурно-бытовые факторы, потребности общества? Внутри групп факторов тоже нет четкой классификации. Впрочем, Шацкий и сам писал о том, что его система факторов не претендует на полноту и точность. Она была необходима ему как рабочая гипотеза для рассмотрения педагогических явлений.
Только при условии тесного сотрудничества с населением и общественными организациями школа может эффективно решать воспитательные задачи.
Воздух, свет, тепло, одежда являются важнейшими факторами биологического развития ребенка, как утверждал Шацкий. Педагогам и родителям надо учиться управлять ими, разумно использовать для укрепления здоровья детей. Результатом такой работы должны быть режимы детского поведения по отношению ко всем естественным факторам воспитания – теплу, свету, сну, пище, изменениям физического состояния и т. Д. Школа вырабатывает режимы, среда приводит их в действие.[17]
К социально-экономическим факторам Шацкий относил умения и способы обращения с вещами, инструментами, материалами, организационные навыки, степень достатка в семье, материальную обеспеченность и т. Д.
Социально-бытовые факторы – язык, речь, обычаи, традиции, нормы поведения – накладывали глубокий отпечаток на развитие личности. Ребенок с детства впитывал представления окружающих о жизненных ценностях, идеалах. Подражая взрослым, он учился вести себя так, а не иначе в различных ситуациях, рассуждать так, как рассуждают родители, родственники.
Подробно о педагогике:
Сущность методического анализа
Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку. Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлеж ...
Мотив и мотивация
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: о ...
Результаты констатирующего эксперимента по оценке образной речи детей
пяти-шести лет
В процессе обследования уровня образной речи нами была использована методика Н.В. Гавриш. За основу были взяты три серии заданий на выявление уровня развития образной речи. Первая серия заданий была направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов. Вторая серия заданий была направ ...