Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого

Страница 3

Школы станции уделяли много внимания росту сознания и культуры семьи. Самому тщательному анализу подвергались отношения в семье: взаимоотношения отца с матерью, между другими членами семьи, отношение родителей и других членов семьи к интересам, поступкам ребенка и т.д.

Накопленные знания для семьи и педагогики служили фундаментом организации совместной работы со школой над вопросами воспитания детей.

Имея объективную картину положения детей в семье, учителя строили свою педагогическую деятельность не вслепую, а сознательно и добивались серьезных успехов в работе.[13]

Анализ контактов школы с родителями выявляет определенные трудности на пути к их совместной работе. Вмешательство школы в жизнь семьи было новым для традиционных отношений между школой и семьей. Признание пришло лишь после того, как родители убедились в целесообразности начинаний школы, в их ценности для здоровья и деятельности детей.[2]

Родительские собрания и школьные комитеты играли роль проводников влияния школы на население. Они решали широкий круг вопросов, связанных с хозяйственной и педагогической деятельностью школ, при необходимости помогали материально из средств, собранных родителями. К работе в школьных комитетах привлекались широкие круги общественности: делегаты населения, выбранные на сходках, представители общественных организаций, родители. Пропаганда прогрессивных педагогических идей, распространение знаний и правил общения с детьми с помощью актива проходили быстрее и эффективнее. В Первой опытной станции систематически проводились съезды школьных комитетов, где обсуждались насущные вопросы жизни школы, деревни.

Часто родительские собрания устраивались совместно с детьми. Дети рассказывали о своей учебе, общественной работе, планах. Чтобы убедить родителей в высоком качестве обучения, стали практиковаться приглашения их в определенные дни на уроки. Родители не только внимательно выслушивали ответы детей, но и принимали участие в оценке их знаний.

Кроме работы с семьей, необходимо было тесно сотрудничать с общественными организациями. Поэтому педагоги старались укрепить школьные пионерские и комсомольские организации. Для работы этих организаций были характерны ориентация не на количество, а на качество работы, идейная убежденность, высокая дисциплинированность.

Все общественные организации деревни – сельсовет, жилищные товарищества, профсоюзы и т.д. – также планировали воспитательную работу с детьми. Задача школы заключалась в объединении усилий этих организаций.[21]

Наиболее тесно школы Первой опытной станции были связаны с сельскими советами, которые проводили большую хозяйственную, организационную работу с населением и были заинтересованы в совместной деятельности. Школы видели в сельских советах союзника в деле совместного воспитания детей и повышения культуры населения.

Первая трудовая школа станции в Москве установила связь с жилищными товариществами. Школьники обследовали санитарное состояние дворов, отмечали недостаток спортивных сооружений, игровых площадок во дворах и предлагали свою помощь по благоустройству территории. Были оборудованы во дворах игровые уголки, проведены работы по озеленению.

Установился контакт с коллективом завода имени Ф.Э.Дзержинского в Москве. Педагоги вводили детей в коллектив рабочих, знакомили с трудовой деятельностью. Совместно проводились субботники, праздники и т.д. Это крепило дружбу школы с заводом. Коллектив завода помог школе оборудовать мастерские, выделил консультантов по вопросам производственного обучения. Школьники принимали участие в выпуске стенгазет, развернули антиалкогольную пропаганду.[18]

Совместная работа школ Первой опытной станции с общественными организациями достигла высоких результатов, так как строилась на хорошем знании жизни, удовлетворяла запросам общественных учреждений и организации воспитательного процесса. Работа станции в этом направлении может служить образцом связи школы с жизнью и заслуживает изучения.[7]

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Методы и приемы работы по формированию у детей грамматического строя речи
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьм ...

Письмо как средство контроля
Письмо, наконец, следует использовать в качестве средства контроля. Оно позволяет выявлять знания значений слов, грамматических форм, сформированность лексических и грамматических навыков в доступной для каждого ученика форме и при малой затрате времени. При этом мы исходим из того, что проверяется ...

Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения
Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и ани ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru