Физическое развитие в дошкольном возрасте зависят от влияния окружающей среды, неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательных учреждениях, социальные бедствия и катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей. В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Характерной особенностью этого возраста являются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития.
Для изучения теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют знания о возрастных особенностях опорно-двигательной системы, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменений мышечной системы. В среднем дошкольном возрасте, совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, происходят основные дифференцировки клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, на основе уже имеющихся образуются новые, более сложные условные рефлексы. Следует учитывать способность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запомнить показанные им движения [9].
Развитие опорно-двигательного аппарата (скелет, связачно-суставной аппарат), у детей еще не окончено. По сравнению с взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью, содержит большое количество органических и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего детства. В этот период почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольника характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет еще в отдельных местах хрящевого строения.
Позвоночный столб - состоит 32-34 позвоночников, из которых у взрослого 24 позвоночника свободные (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных). Позвонки разных отделов отличаются по форме и величине. Однако все они имеют свои признаки. Каждый позвонок состоит из расположенного спереди тела, а сзади находится дуга позвоночника. Дуга и тело позвоночника ограничивают широкое отверстие. Позвоночные отверстия всех накладывающих друг от друга позвонков образуют длинный позвоночный канал, в котором залегает спинной мозг. Изгибы позвоночного столба становятся более выраженные, окончательное их сформирование заканчивается к подростковому возрасту. В среднем возрасте медленно растет копчиковый отдел. Межпозвоночные диски у детей относительно толще, с возрастом толщина дисков уменьшается, они становятся менее эластичными [7].
Грудная клетка - ребра расположены горизонтально, в 1год идет быстрый рост грудной клетки. Подгрудинный угол у детей достигает 60', т.е 2,5-3см в месяц, затем прирост снижается. Величина грудной клетки зависит от упитанности физического развития.
Череп - от рождения до 7 лет растет быстро. От года до 3 лет особенно активно растет задняя часть черепа, с 3-7 лет начинает продолжаться рост всего черепа, особенно его основания.
Мышечная система - у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Сила мышц увеличивается с 3,5-4 кг в младшем дошкольном возрасте(3-4года) до 13-15 кг к 7 годам. С 4 лет появляется различие в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила- сила мышц туловища. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный “мышечный корсет”. С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Общая масса мускулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20-22% по отношению к массе тела, что в 2раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину. Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. При чрезмерных нагрузках происходит расслабление волокон, и могут образоваться грыжи (пупочные). У детей хорошо развиты мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему в дошкольном возрасте следить за осанкой ребенка. К 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастают силы и работоспособность мышц, дети еще не способны к значительным нагрузкам (напряжениям), к длительным физическим нагрузкам. В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 у 3-4 летнего, до 92,7 у 6-7 летнего ребенка.
Подробно о педагогике:
Тревожность как проявление эмоциональной сферы младшего школьника
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию беспокойства, или тревоги. Эмоции и чувства представляют собой от ...
Проблемное обучение как
возможность развития познавательного интереса
Существует множество классификаций видов обучения. Мы рассмотрим некоторые из них. Традиционное обучение является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оце ...
Понятие и сущность моделирования образовательной
среды
Моделирование (от французского «образец», «прообраз») - это метод научного исследования заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. Моделью служит система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции предмета исследования, т.е. оригинала. Так определяет пон ...