Анатомо-физиологическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Страница 1

Физическое развитие в дошкольном возрасте зависят от влияния окружающей среды, неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательных учреждениях, социальные бедствия и катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей. В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Характерной особенностью этого возраста являются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития.

Для изучения теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют знания о возрастных особенностях опорно-двигательной системы, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменений мышечной системы. В среднем дошкольном возрасте, совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, происходят основные дифференцировки клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, на основе уже имеющихся образуются новые, более сложные условные рефлексы. Следует учитывать способность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запомнить показанные им движения [9].

Развитие опорно-двигательного аппарата (скелет, связачно-суставной аппарат), у детей еще не окончено. По сравнению с взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью, содержит большое количество органических и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего детства. В этот период почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольника характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет еще в отдельных местах хрящевого строения.

Позвоночный столб - состоит 32-34 позвоночников, из которых у взрослого 24 позвоночника свободные (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных). Позвонки разных отделов отличаются по форме и величине. Однако все они имеют свои признаки. Каждый позвонок состоит из расположенного спереди тела, а сзади находится дуга позвоночника. Дуга и тело позвоночника ограничивают широкое отверстие. Позвоночные отверстия всех накладывающих друг от друга позвонков образуют длинный позвоночный канал, в котором залегает спинной мозг. Изгибы позвоночного столба становятся более выраженные, окончательное их сформирование заканчивается к подростковому возрасту. В среднем возрасте медленно растет копчиковый отдел. Межпозвоночные диски у детей относительно толще, с возрастом толщина дисков уменьшается, они становятся менее эластичными [7].

Грудная клетка - ребра расположены горизонтально, в 1год идет быстрый рост грудной клетки. Подгрудинный угол у детей достигает 60', т.е 2,5-3см в месяц, затем прирост снижается. Величина грудной клетки зависит от упитанности физического развития.

Череп - от рождения до 7 лет растет быстро. От года до 3 лет особенно активно растет задняя часть черепа, с 3-7 лет начинает продолжаться рост всего черепа, особенно его основания.

Мышечная система - у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Сила мышц увеличивается с 3,5-4 кг в младшем дошкольном возрасте(3-4года) до 13-15 кг к 7 годам. С 4 лет появляется различие в показателях у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается становая сила- сила мышц туловища. Мышечный тонус в дошкольном возрасте имеет большое значение для формирования правильной осанки. Мышечный тонус туловища создает естественный “мышечный корсет”. С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Общая масса мускулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20-22% по отношению к массе тела, что в 2раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину. Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. При чрезмерных нагрузках происходит расслабление волокон, и могут образоваться грыжи (пупочные). У детей хорошо развиты мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему в дошкольном возрасте следить за осанкой ребенка. К 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастают силы и работоспособность мышц, дети еще не способны к значительным нагрузкам (напряжениям), к длительным физическим нагрузкам. В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8 у 3-4 летнего, до 92,7 у 6-7 летнего ребенка.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Современные проблемы технологического образования школьников
27 июня 2000 г. в Министерстве образования РФ состоялось заседание коллегии, на котором были обсуждены проблемы и перспективы развития образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовка учащихся к трудовой деятельности. Выступавшие на коллегии и ...

Психическое развитие детей дошкольного возраста и его основные линии
Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Существуют биологические и социальные факторы психического развития. Новорожденный имеет предпосылки, определяющие его будуще ...

Сущность понятия "коммуникативные универсальные учебные действия"
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение пос ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru