Комплекс орфографических упражнений с использованием средств ИКТ

Страница 1

Как было отмечено в теоретической части нашего исследования, навык правописания характеризуется двумя основными параметрами: сознательностью орфографического действия и уровнем его автоматизации. Достичь высокого уровня автоматизма действие может в результате его многократного повторения. В то же время из области физиологии и психологии известно, что однообразная работа вызывает у детей охранительное торможение. В связи с этим встаёт проблема обеспечения разнообразия используемых в процессе обучения правописанию упражнений, которую в определенной мере можно решить на основе использования компьютерных технологий. Кроме того в методической науке признано и неоднократно подтверждено экспериментальными данными, что при освоении детьми орфографического материала важна опора на работу всех анализаторов. Исходя из этого, мы посчитали целесообразным включить в структуру уроков, посвященных орфографическим темам, упражнения с использованием средств ИКТ, которые позволяют учесть эти условия и ряд других (скорость обратной связи, экономия времени и т.д.).

С позиций методики, разработанные нами упражнения являются традиционными, но в процессе формирующего эксперимента они использовались нами в компьютерном варианте.

Рассмотрим разработанные виды упражнений, которые применялись в ходе экспериментального обучения.

В соответствии с рекомендациями к структурной организации урока, практически на каждом рабочем уроке русского языка целесообразно предусматривать словарно-орфографическую работу, то есть работу, направленную на совершенствование навыков правописания слов с непроверяемыми орфограммами Упражнение предполагает работу со словарными словами, которых в методике много. Картинный диктант.

Суть его заключается в том, что ученикам показывается картинка, ученики называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём орфограмму и ставя знак ударения.

Аналогичная работа на компьютере позволяет индивидуализировать процесс выполнения задания. На компьютере учащиеся включают диктант и самостоятельно записывают слово, являющееся название изображённого на картинке предмета, выделяют в слове орфограмму, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения. Это позволяет учащимся самим устанавливать индивидуальный темп работы.

Эти упражнения игрового характера вызывающие у учащихся интерес, активность. Навык закрепления вырабатывается в процессе письма.

Диктант с использованием загадок. Традиционно этот вид диктанта проводится в коллективной форме. Учитель читает загадку учащимся, а они отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы. Однако очевидным является тот факт, что для некоторых учащихся произвести в уме ряд необходимых для выполнения заданий аналитико-синтетических операций представляется сложным. В связи с этим таким учащимся задание предлагается в компьютерном варианте, поскольку в нем исходные слова, подвергающиеся анализу, представлены в графическом оформлении. При визуальном восприятии процесс анализа осуществляется легче.

Орфографический разбор

Под орфографическим разбором подразумеваются упражнения, состоящие в анализе и объяснении написаний слов с целью наилучшего осознания и более прочного запоминания их школьниками. Орфографический разбор – одно из эффективных средств закрепления знаний учащихся в области орфографии. Он чаще всего применяется в сочетании с грамматическим, собственно морфологическим разбором, так как большинство орфографических правил связано с грамматикой. На этапе первичного закрепления навыка обычно используют коллективный орфографический разбор, при котором один из учеников комментирует процесс выбора нормативного написания, сопровождая его аргументацией. Такой вид орфографического разбора мы осуществляли с помощью интерактивной доски, которая обеспечивает более прочное запоминание графических образов слов с изучаемой орфограммой, оформленных нагляднее и ярче по сравнению с обычной доской.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Педагогический аспект формируется в конце ХVIII – начале ХIХ в
Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827). Он обосновал принципы работы с «тупоумными»: - посильность в обучении; - использование дидактических материалов; - сочетание умственного и физи ...

Первой констатирующий эксперимент, выявление уровня представлений о сенсорных эталонах цвета у детей во второй младшей группе
В данном параграфе осуществляется описание хода и результатов первого констатирующего эксперимента, целью которого является определение исходной степени сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета. Экспериментальное исследование проходило в МДОУ №169 во второй младшей группе, в обслед ...

Факторы, влияющие на развитие одаренности
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренн ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru