Комплекс орфографических упражнений с использованием средств ИКТ

Страница 1

Как было отмечено в теоретической части нашего исследования, навык правописания характеризуется двумя основными параметрами: сознательностью орфографического действия и уровнем его автоматизации. Достичь высокого уровня автоматизма действие может в результате его многократного повторения. В то же время из области физиологии и психологии известно, что однообразная работа вызывает у детей охранительное торможение. В связи с этим встаёт проблема обеспечения разнообразия используемых в процессе обучения правописанию упражнений, которую в определенной мере можно решить на основе использования компьютерных технологий. Кроме того в методической науке признано и неоднократно подтверждено экспериментальными данными, что при освоении детьми орфографического материала важна опора на работу всех анализаторов. Исходя из этого, мы посчитали целесообразным включить в структуру уроков, посвященных орфографическим темам, упражнения с использованием средств ИКТ, которые позволяют учесть эти условия и ряд других (скорость обратной связи, экономия времени и т.д.).

С позиций методики, разработанные нами упражнения являются традиционными, но в процессе формирующего эксперимента они использовались нами в компьютерном варианте.

Рассмотрим разработанные виды упражнений, которые применялись в ходе экспериментального обучения.

В соответствии с рекомендациями к структурной организации урока, практически на каждом рабочем уроке русского языка целесообразно предусматривать словарно-орфографическую работу, то есть работу, направленную на совершенствование навыков правописания слов с непроверяемыми орфограммами Упражнение предполагает работу со словарными словами, которых в методике много. Картинный диктант.

Суть его заключается в том, что ученикам показывается картинка, ученики называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём орфограмму и ставя знак ударения.

Аналогичная работа на компьютере позволяет индивидуализировать процесс выполнения задания. На компьютере учащиеся включают диктант и самостоятельно записывают слово, являющееся название изображённого на картинке предмета, выделяют в слове орфограмму, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения. Это позволяет учащимся самим устанавливать индивидуальный темп работы.

Эти упражнения игрового характера вызывающие у учащихся интерес, активность. Навык закрепления вырабатывается в процессе письма.

Диктант с использованием загадок. Традиционно этот вид диктанта проводится в коллективной форме. Учитель читает загадку учащимся, а они отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы. Однако очевидным является тот факт, что для некоторых учащихся произвести в уме ряд необходимых для выполнения заданий аналитико-синтетических операций представляется сложным. В связи с этим таким учащимся задание предлагается в компьютерном варианте, поскольку в нем исходные слова, подвергающиеся анализу, представлены в графическом оформлении. При визуальном восприятии процесс анализа осуществляется легче.

Орфографический разбор

Под орфографическим разбором подразумеваются упражнения, состоящие в анализе и объяснении написаний слов с целью наилучшего осознания и более прочного запоминания их школьниками. Орфографический разбор – одно из эффективных средств закрепления знаний учащихся в области орфографии. Он чаще всего применяется в сочетании с грамматическим, собственно морфологическим разбором, так как большинство орфографических правил связано с грамматикой. На этапе первичного закрепления навыка обычно используют коллективный орфографический разбор, при котором один из учеников комментирует процесс выбора нормативного написания, сопровождая его аргументацией. Такой вид орфографического разбора мы осуществляли с помощью интерактивной доски, которая обеспечивает более прочное запоминание графических образов слов с изучаемой орфограммой, оформленных нагляднее и ярче по сравнению с обычной доской.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Понятие об основных и дополнительных формах существования языка
До возникновения письменности и литературы языки развиваются в их устно-разговорной форме; возникновение письменности и литературы вызывает появление второй формы языкового существования и развития – книжно-литературной; взаимодействие этих двух форм характеризует развитие языков нового времени, ск ...

История появления профессии «социальный педагог» в России
Появление профессии социальный педагог в России имеет свою историю. В 1989 г. Государственный комитет СССР по народному образованию создал при Академии педагогических наук СССР Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» под руководством кандидата педагогических наук В.Г. ...

История развития дошкольного образования в России
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru