Для того чтобы определить уровень сформированности нравственной культуры личности младших школьников и выявить степень эффективности наших гипотез, необходимо изучение детей, коллектива с точки зрения рассматриваемой нами проблемы.
Базой нашего исследования была СШ № 25 города Могилева. Задания предлагались в 4 «Е» классе (18 учащихся).
Ребятам были предложены вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня сформированности нравственной культуры личности.
Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения. При их выработке и разработке мы обращались к ряду литературных источников [17, 19].
Чтобы выявить уровень нравственной самооценки учеников 4«Е» класса нами был выбран тест (см. приложение А).
Для диагностики нравственной самооценки школьников была предложена следующая шкала:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 21 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 10 до 20 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Получены следующие результаты (см. диаграмму 2.1).
(диаграмма 2.1)
Для выяснения этики поведения в школьном коллективе мы использовали вид диагностики, как «Незаконченное предложение» (см. приложение Б). К этой методике было предложено три возможных результата: отрицательный, средний и положительный.
Показатели, полученные в результате данной диагностики (см. диаграмму 2.2).
(диаграмма 2.2)
Чтобы выявить уровень личной значимости нравственных качеств для учащихся, мы провели педагогическую диагностику «Аукцион ценностей» (см. приложение В).
Исход может дифференцироваться по четырем уровням:
Пять положительных ответов – высокий уровень.
Четыре и три – средний уровень.
Ноль–два – низкий уровень.
Результаты этой диагностики 4 «Е» класса (см. диаграмму 2.3).
(диаграмма 2.3)
Выясняя уровень нравственной мотивации учеников, мы использовали тест «Нравственная мотивация учащихся» (см. приложение Г). Возможные результаты данной диагностики предполагают 3 уровня нравственной мотивации:
4 балла – высокий уровень;
2, 3 балла – средний уровень;
0, 1 балл – низкий уровень.
Мы определили уровень нравственной мотивации у учащихся 4 «Е» класса (см. диаграмму 2.4).
(диаграмма 2.4)
Чтобы профессионально судить о воспитанности, необходимо выделить критерии оценки и их показатели, т.е. степень развитости того или иного критерия (признака, качества) [19, с.91].
При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Подробно о педагогике:
Исследование профессиональной
компетентности педагога
Исследовательскую работу мы проводили на базе Борисоглебского государственного педагогического института 4 курса 2 группы факультета ПиМНО с дополнительной специальностью «Социальный педагог». В группе 21 человек. Из них мы выбрали 5 человек, а именно Агапову Ирина, Ванюкову Елену, Говорову Ольгу, ...
Способы формирования коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников на уроках русского языка
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания - слушание; навыков изуч ...
Обучение практическому употреблению категорий единственного имножественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшеговремени
На фронтальных занятиях логопед обучал детей различать единственное и множественное число существительных. Речевой материал подбирал в строгой последовательности от простого к сложному. Вначале дети усваивали значения одушевленности и неодушевленности предметов. Для этого он объяснял, что одни слов ...