Для того чтобы определить уровень сформированности нравственной культуры личности младших школьников и выявить степень эффективности наших гипотез, необходимо изучение детей, коллектива с точки зрения рассматриваемой нами проблемы.
Базой нашего исследования была СШ № 25 города Могилева. Задания предлагались в 4 «Е» классе (18 учащихся).
Ребятам были предложены вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня сформированности нравственной культуры личности.
Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения. При их выработке и разработке мы обращались к ряду литературных источников [17, 19].
Чтобы выявить уровень нравственной самооценки учеников 4«Е» класса нами был выбран тест (см. приложение А).
Для диагностики нравственной самооценки школьников была предложена следующая шкала:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 21 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 10 до 20 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Получены следующие результаты (см. диаграмму 2.1).
(диаграмма 2.1)
Для выяснения этики поведения в школьном коллективе мы использовали вид диагностики, как «Незаконченное предложение» (см. приложение Б). К этой методике было предложено три возможных результата: отрицательный, средний и положительный.
Показатели, полученные в результате данной диагностики (см. диаграмму 2.2).
(диаграмма 2.2)
Чтобы выявить уровень личной значимости нравственных качеств для учащихся, мы провели педагогическую диагностику «Аукцион ценностей» (см. приложение В).
Исход может дифференцироваться по четырем уровням:
Пять положительных ответов – высокий уровень.
Четыре и три – средний уровень.
Ноль–два – низкий уровень.
Результаты этой диагностики 4 «Е» класса (см. диаграмму 2.3).
(диаграмма 2.3)
Выясняя уровень нравственной мотивации учеников, мы использовали тест «Нравственная мотивация учащихся» (см. приложение Г). Возможные результаты данной диагностики предполагают 3 уровня нравственной мотивации:
4 балла – высокий уровень;
2, 3 балла – средний уровень;
0, 1 балл – низкий уровень.
Мы определили уровень нравственной мотивации у учащихся 4 «Е» класса (см. диаграмму 2.4).
(диаграмма 2.4)
Чтобы профессионально судить о воспитанности, необходимо выделить критерии оценки и их показатели, т.е. степень развитости того или иного критерия (признака, качества) [19, с.91].
При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Подробно о педагогике:
Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью является ситуативно-личностное общение младенца со взрослым, также манипулирование с предметами, игрушками ...
Психофизиологические особенности девушек 17 – 20 лет
Возраст 17 – 20 лет для девушек ювенильный. К 20 годам кости и мышцы полностью сформированы. Закончено формирование телесной конституции, все показатели опорно-двигательного аппарата достигают наибольших величин. Развитие дыхательных функций завершено. Прикрашён прирост функциональных показателей д ...
Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных
средств речи у дошкольников с ОНР
Формирующий этап эксперимента осуществлялся нами в период с октября 2009 года по апрель 2010года. Цель формирующего этапа эксперимента – сформировать образно-выразительные средства речи у дошкольников с ОНР (III уровень). Составляя систему логопедической работы по формированию образно-выразительных ...