Диагностика уровня нравственной культуры личности у учащихся 4 класса

Актуально о образовании » Формирование нравственной культуры личности младших школьников » Диагностика уровня нравственной культуры личности у учащихся 4 класса

Страница 1

Для того чтобы определить уровень сформированности нравственной культуры личности младших школьников и выявить степень эффективности наших гипотез, необходимо изучение детей, коллектива с точки зрения рассматриваемой нами проблемы.

Базой нашего исследования была СШ № 25 города Могилева. Задания предлагались в 4 «Е» классе (18 учащихся).

Ребятам были предложены вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня сформированности нравственной культуры личности.

Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения. При их выработке и разработке мы обращались к ряду литературных источников [17, 19].

Чтобы выявить уровень нравственной самооценки учеников 4«Е» класса нами был выбран тест (см. приложение А).

Для диагностики нравственной самооценки школьников была предложена следующая шкала:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 21 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 10 до 20 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Получены следующие результаты (см. диаграмму 2.1).

(диаграмма 2.1)

Для выяснения этики поведения в школьном коллективе мы использовали вид диагностики, как «Незаконченное предложение» (см. приложение Б). К этой методике было предложено три возможных результата: отрицательный, средний и положительный.

Показатели, полученные в результате данной диагностики (см. диаграмму 2.2).

(диаграмма 2.2)

Чтобы выявить уровень личной значимости нравственных качеств для учащихся, мы провели педагогическую диагностику «Аукцион ценностей» (см. приложение В).

Исход может дифференцироваться по четырем уровням:

Пять положительных ответов – высокий уровень.

Четыре и три – средний уровень.

Ноль–два – низкий уровень.

Результаты этой диагностики 4 «Е» класса (см. диаграмму 2.3).

(диаграмма 2.3)

Выясняя уровень нравственной мотивации учеников, мы использовали тест «Нравственная мотивация учащихся» (см. приложение Г). Возможные результаты данной диагностики предполагают 3 уровня нравственной мотивации:

4 балла – высокий уровень;

2, 3 балла – средний уровень;

0, 1 балл – низкий уровень.

Мы определили уровень нравственной мотивации у учащихся 4 «Е» класса (см. диаграмму 2.4).

(диаграмма 2.4)

Чтобы профессионально судить о воспитанности, необходимо выделить критерии оценки и их показатели, т.е. степень развитости того или иного критерия (признака, качества) [19, с.91].

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

История возникновения школьной формы
В знаменитом французском интернате для девушек в Сен-Сире и в Смольном институте (многие его правила он заимствовал у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет — коричневый (кофейный), 9-12 лет — голубой, 12-15 лет — серый и 15-18 лет — белый. В Смольном та ...

Особенности развития познавательного интереса у младших школьников
Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младших ...

Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все э ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru