Диагностика уровня нравственной культуры личности у учащихся 4 класса

Актуально о образовании » Формирование нравственной культуры личности младших школьников » Диагностика уровня нравственной культуры личности у учащихся 4 класса

Страница 1

Для того чтобы определить уровень сформированности нравственной культуры личности младших школьников и выявить степень эффективности наших гипотез, необходимо изучение детей, коллектива с точки зрения рассматриваемой нами проблемы.

Базой нашего исследования была СШ № 25 города Могилева. Задания предлагались в 4 «Е» классе (18 учащихся).

Ребятам были предложены вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня сформированности нравственной культуры личности.

Задачи исследования определили выбор методик. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения. При их выработке и разработке мы обращались к ряду литературных источников [17, 19].

Чтобы выявить уровень нравственной самооценки учеников 4«Е» класса нами был выбран тест (см. приложение А).

Для диагностики нравственной самооценки школьников была предложена следующая шкала:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 21 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 10 до 20 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Получены следующие результаты (см. диаграмму 2.1).

(диаграмма 2.1)

Для выяснения этики поведения в школьном коллективе мы использовали вид диагностики, как «Незаконченное предложение» (см. приложение Б). К этой методике было предложено три возможных результата: отрицательный, средний и положительный.

Показатели, полученные в результате данной диагностики (см. диаграмму 2.2).

(диаграмма 2.2)

Чтобы выявить уровень личной значимости нравственных качеств для учащихся, мы провели педагогическую диагностику «Аукцион ценностей» (см. приложение В).

Исход может дифференцироваться по четырем уровням:

Пять положительных ответов – высокий уровень.

Четыре и три – средний уровень.

Ноль–два – низкий уровень.

Результаты этой диагностики 4 «Е» класса (см. диаграмму 2.3).

(диаграмма 2.3)

Выясняя уровень нравственной мотивации учеников, мы использовали тест «Нравственная мотивация учащихся» (см. приложение Г). Возможные результаты данной диагностики предполагают 3 уровня нравственной мотивации:

4 балла – высокий уровень;

2, 3 балла – средний уровень;

0, 1 балл – низкий уровень.

Мы определили уровень нравственной мотивации у учащихся 4 «Е» класса (см. диаграмму 2.4).

(диаграмма 2.4)

Чтобы профессионально судить о воспитанности, необходимо выделить критерии оценки и их показатели, т.е. степень развитости того или иного критерия (признака, качества) [19, с.91].

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Выявление эффективности учебного процесса в профессиональном училище с помощью традиционных средств контроля
Цель данного этапа эксперимента: выявить эффективность учебного процесса в профессиональном учебном заведении. Задачи: провести анкетирование педагогов; изучить учебно-методическую документацию профессионального училища; выбрать группы для проведения эксперимента; провести контрольный срез; провест ...

Игровой метод обучения русскому языку
Игра – древнее достижение культуры. Она существует столько, сколько существует общество. Игра всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, даря сиюминутную радость, а также она служит средством для создания коммуникативной компетенции. Разные исследователи дают разные опреде ...

Характеристика инновационных направлений физического воспитания школьников
В.К. Бальсевич выдвинул гипотезу, согласно которой основной причиной неудач в реформировании физического воспитания является общая для современной педагогики нерешенность проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном кла ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru