Комплекс орфографических упражнений с использованием средств ИКТ

Страница 5

При разработке диагностирующих тестов мы исходили из того, что навык правописания в процессе его становления представляет собой сложное, полиоперационное действие. В его структуре принято выделять как специфично орфографические, так и общеязыковые операции.

Очевидно, что прочный, устойчивый и мобильный навык правописания может быть сформирован только при условии владения обучающимся всеми входящими в его структуру частными операциями. Несформированность даже одной из них неизбежно приведет к орфографической ошибке, если, конечно, ученик ориентируется на действие по правилу, а не на механическое запоминание графического образа слова. Поскольку в структуре каждого навыка содержится несколько операций, одна и та же орфографическая ошибка может быть допущена по разным причинам. Чтобы устранить эту ошибку у конкретного ученика, необходимо установить ее диагноз, то есть выявить ту операцию, несформированность которой спровоцировала неправильное написание.

Осуществив таким образом анализ структуры основных формируемых в школе орфографических навыков, мы разработали для каждого из них комплекс тестовых заданий. Первое задание в каждом комплексе представляло собой традиционную вставку букв на месте пропущенной орфограммы. Допущенные ошибки подвергались диагностике с помощью следующей далее группы тестовых заданий общеязыкового характера, выявляющих степень сформированности грамматических составляющих орфографического действия.

Так, например, при диагностировании навыков правописания падежных окончаний существительных мы исходили из того, что орфографическая ошибка могла быть допущена учеником по причине неправильного восстановления начальной формы имени существительного. Проверка предположения осуществлялась с помощью тестового задания, языковой фон которого был представлен словоформами родственных слов.

Причиной ошибки могло быть и неверное отнесение учащимся слова с орфограммой к тому или иному типу склонения. Следующее тестовое задание позволяло принять или исключить этот диагноз.

В свою очередь, умение определять тип склонения формируется у школьников через определение родовой принадлежности существительного, поэтому целесообразным представилось использование тестового задания, устанавливающего умение определять род имени существительного.

Кроме того, выбор нормативного написания в данном случае непосредственно зависит от умения устанавливать падежную форму существительного, поэтому одно из диагностирующих тестовых заданий предполагало определение падежа существительного.

В свою очередь, ошибка в определении падежной формы может быть спровоцирована неумением тестируемого выделять словосочетания в предложении, что приводит к неверной постановке вопроса к существительному. В связи с этим были предусмотрены тестовые задания на выявление связей между словами в предложении. В общем виде блок тестовых заданий по этому виду орфограмм («Буквы Е-И в падежных окончаниях существительных») был представлен следующим образом.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Подробно о педагогике:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru