Работа с одаренными детьми требует надлежащей содержательной наполненности занятий, ориентированности на новизну информации и виды поисковой аполитичной, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высококвалифицированным, неравнодушным к своему предмету учителям.
Задача же учителя - создать такую учебную ситуацию, которая могла бы максимально нагружать ведущую способность конкретного ребенка (интеллектуальную или спортивную).
Необходимо заметить, что в дидактическом подходе к обучению одаренных детей, как правило, недостаточно используют психологические знания, поэтому часто остаются открытыми вопросы:
Если результаты обучения достаточно высоки, то кому принадлежит заслуга - учителю, который построил курс обучения, или природной одаренности ученика?
Какими могут быть психологические последствия данной программы для личностного развития ребенка?
Какими могут быть последствия данной программы для здоровья учащихся в физиологическом и психологическом отношении?
Для этого необходимо:
Сформировать у учителя определенный уровень психологических знаний и умений, понимание структуры способностей и личности в целом, закономерностей построения отдельных учебных программ и учебно-воспитательного процесса в целом;
Создать экспериментальные учебные программы с учетом психологических закономерностей развития и обучения одаренной личности;
Понимать характер и роль образовательного среды, в которой происходит обучение (оно может способствовать развитию одаренности или вредить проявлениям способностей ученика).
Формами работы могут быть групповые и индивидуальные занятия на уроках и во внеурочное время, факультативы. Содержание учебной информации имеет дополняться научными сведениями, которые могут получить в процессе выполнения дополнительных задач в то же время, что и другие ученики, но за счет более высокого темпа обработки учебной информации.
Среди методов обучения одаренных учащихся должны превалировать самостоятельная работа, поисковый и исследовательский подходы к усвоению знаний, умений и навыков. Контроль за их обучением должен стимулировать углубленное изучение, систематизацию, классификацию учебного материала, перенос знаний в новые ситуации, развитие творческих элементов в их обучении. Домашние задания должны иметь творческий, дифференцированный характер.
Вышеперечисленные аспекты, которые должны быть органично вплетенными в уроке, дополняются системой внеклассной и внешкольной работы: выполнение учеником внеучебных задач; занятия в научных обществах; посещение кружка или участие в тематических массовых мероприятиях (вечерах любителей литературы, истории, физики, химии и др.); смотры-конкурсы художественной, технической и других видов творчества, встречи с учеными и т.д.
Индивидуальные формы внеклассной работы предусматривают выполнение разнообразных задач, участие в очных и заочных олимпиадах, конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу. Учителя должны последовательно следить за развитием интересов и склонностей учащихся, помогать им в выборе профиля внешкольных занятий.
В зарубежной школе чаще всего используют такие формы обучения одаренных детей: ускоренное обучение; обогащенное обучение, распределение по потокам, сетами, бендами, создание специальных классов и специальных школ для одаренных детей (обособленное и специальное обучение).
Ускоренное обучение. Учитывает способность одаренных детей быстро усваивать учебный материал. Ускоренное обучение может происходить благодаря более раннему началу обучения ребенка в школе, "перепрыгивание" через классы, перехода к старшей возрастной группе, но только по некоторым предметам, более раннем изучению курса, который позже будет изучаться всем классом, временном переводу одаренных учащихся в специальную группу.
Подробно о педагогике:
Краткая биография Корнея Чуковского
Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство он провел в Одессе и Николаеве. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Жит ...
Методологические основы системы преподавания курса
философских дисциплин в системе организации научных исследование
Гуманизация учебного процесса является важной составляющей всестороннего развития личности, стремящейся овладевать не только профессиональными знаниями и умениями, но и общекультурными ценностями, разнообразными практическими навыками. Интерес к новым знаниям, постоянное стремление студента к самос ...
Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой
В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения ...