Организация процесса совершенствования орфографических навыков с помощью средств ИКТ

Актуально о образовании » Организация процесса совершенствования орфографических навыков с помощью средств ИКТ

Проблема обучения детей грамотному письму является актуальной как с методических, так и с социальных позиций, при этом достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Основной задачей преподавания русского языка как учебного предмета, имеющего практическую направленность, является овладение нормами литературного языка.

Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений [21,77]. Соблюдение норм ведёт к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи.

Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка. Необходимость овладения ими обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении.

Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, что культура речи — это «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека» [32,3].

Теоретический материал курса русского языка содержит для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен стандартом и составленными на его основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. В связи с этим остро стоит проблема выбора упражнений, обеспечивающих прочные, устойчивые и мобильные навыки правописания. В современной методической науке представлено большое многообразие видов орфографических упражнений, однако далеко не для каждого вида четко определены место и роль в общей системе формирования навыков правописания. К таким видам с полным основанием можно отнести упражнения, разработанные на основе средств ИКТ.

С учётом вышесказанного, в квалификационной работе ставилась цель: исследовать эффективность упражнений на основе использования средств ИКТ в процессе формирования орфографических навыков.

Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:

1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;

выявить параметры оценки орфографических навыков у младших школьников;

установить уровни орфографической грамотности испытуемых;

разработать и реализовать в практике обучения комплекс орфографических упражнений на основе средств ИКТ;

осуществить статистическую обработку результатов исследования.

Объект исследования: процесс формирования навыков правописания у младших школьников.

Предмет исследования: комплекс орфографических упражнений на основе средств ИКТ.

Гипотеза: процесс формирования навыков правописания будет эффективным, если на этапе первичного и отсроченного закрепления использовать, наряду с традиционными упражнениями, упражнения, основанные на применении средств ИКТ.

В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы и приемы:

анализ теоретических источников;

анализ письменных работ учащихся;

формирующий эксперимент;

методы статистической обработки результатов исследования.

Эксперимент был проведен в гимназии №2 города Красноярска.

Подробно о педагогике:

Курс занятий для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством телесно-ориентированной психотехники
В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше. В наиболее общем виде основные принципы ...

Практическое занятие – метод Ривина-Баженова
Практическое занятие - это форма учебного занятия, где преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического приложения путем индивидуального выполнения студентом в соответствии со сформулированны ...

Образно-ассоциативный подход к проектированию костюма
Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно знать, как происходит придумывание и фантазирование и каким образом достигается результат. Под влиянием окружающей действительности у художника возникает некоторая идея ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru