Проблема обучения детей грамотному письму является актуальной как с методических, так и с социальных позиций, при этом достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Основной задачей преподавания русского языка как учебного предмета, имеющего практическую направленность, является овладение нормами литературного языка.
Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений [21,77]. Соблюдение норм ведёт к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи.
Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка. Необходимость овладения ими обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении.
Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, что культура речи — это «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека» [32,3].
Теоретический материал курса русского языка содержит для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен стандартом и составленными на его основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. В связи с этим остро стоит проблема выбора упражнений, обеспечивающих прочные, устойчивые и мобильные навыки правописания. В современной методической науке представлено большое многообразие видов орфографических упражнений, однако далеко не для каждого вида четко определены место и роль в общей системе формирования навыков правописания. К таким видам с полным основанием можно отнести упражнения, разработанные на основе средств ИКТ.
С учётом вышесказанного, в квалификационной работе ставилась цель: исследовать эффективность упражнений на основе использования средств ИКТ в процессе формирования орфографических навыков.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1) изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
выявить параметры оценки орфографических навыков у младших школьников;
установить уровни орфографической грамотности испытуемых;
разработать и реализовать в практике обучения комплекс орфографических упражнений на основе средств ИКТ;
осуществить статистическую обработку результатов исследования.
Объект исследования: процесс формирования навыков правописания у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс орфографических упражнений на основе средств ИКТ.
Гипотеза: процесс формирования навыков правописания будет эффективным, если на этапе первичного и отсроченного закрепления использовать, наряду с традиционными упражнениями, упражнения, основанные на применении средств ИКТ.
В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы и приемы:
анализ теоретических источников;
анализ письменных работ учащихся;
формирующий эксперимент;
методы статистической обработки результатов исследования.
Эксперимент был проведен в гимназии №2 города Красноярска.
Подробно о педагогике:
Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в
зарубежной и отечественной педагогике
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все э ...
Значение формирования математических представлений у детей
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. При опр ...
Сущность методического анализа
Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку. Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлеж ...