Данная экспериментальная работа предполагала в качестве первого этапа исследования выявление актуального уровня развития орфографических навыков учащихся.
Эксперимент проводился в Гимназии №2 г. Красноярска. В констатирующем эксперименте мы использовали такие методы исследования, как анализ письменных работ учащихся (изложение и диктант с грамматическими заданиями.)
Изложение - это вид творческой работы учащихся, в которой они должны пересказать прочитанный им текст подробно или сжато, с изменением или без изменения лица рассказчика. По программе средней школы учащиеся пишут обучающие изложения с 1 класса, поэтому данный вид работы не должен казаться ученикам, чем-то новым и необычным.
Процесс проведения изложения был организован в соответствии с традиционными методическими требованиями и включал:
Восприятие текста изложения на слух после первого прочтения.
Определение темы и основной мысли текста.
Выделение главного и второстепенного.
Определение микротем и их последовательность.
Восприятие текста изложения на слух после второго прочтения.
Уточнение правильной последовательности изложения.
Выявление временных, причинно-следственных связи.
Анализ средств выразительности, использованных автором.
Запись текста.
Для изложения был выбран текст, содержащий орфограммы на все изученные детьми правилами.
Изложение позволило установить уровень развития навыка по параметру «автоматизм орфографических действий». Поскольку при оформлении репродуцируемого текста внимание детей сосредотачивается на содержании, а не на орфографии, грамотное с точки зрения правописания оформление текста возможно, если навык правописания у школьника достиг высокой степени автоматизма.
Показателем сформированности орфографических навыков является количество допущенных в тексте ошибок.
Коэффициент правильности написания орфограмм рассчитывался нами как отношение количества правильно написанных орфограмм к общему числу орфограмм в тексте.
Пользуясь полученными данными, мы установили следующие уровни развития орфографических навыков:
Высокий уровень – не более 2 ошибок.
Средний уровень – не более 5 ошибок.
Низкий уровень – более 5 ошибок.
Результаты, полученные в ходе анализа работ учащихся контрольного и экспериментального классов, представлены в виде таблицы 1.2
Обобщённые результаты исследования показаны ниже на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень развития орфографических навыков испытуемых по результатам констатирующего эксперимента (изложение).
По гистограмме видно, что процент учащихся со средним и низким уровнем развития орфографических навыков преобладает в обоих классах. Очень мало учащихся с высоким уровнем.
Выявим, есть ли достоверные различия в уровнях развития орфографических навыков учащихся экспериментального и контрольного классов до проведения формирующего эксперимента.
Nк = 17, где Nк - объём выборки учащихся контрольного класса.
Nэ = 19, где Nэ - объём выборки учащихся экспериментального класса.
Контрольный класс
в |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
с |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
Подробно о педагогике:
Особенности формирования
нравственной культуры личности младших школьников на современном этапе
Исходя из вышеизложенного материала о сущности понятия «нравственная культура», можно отметить, что оно имеет очень широкий спектр толкования. Но само понятие оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания. Так же и разнообразны мне ...
Просторечие как ненормативная форма существования национального языка
Просторечие - социально обусловленная разновидность национального русского языка, в которой реализуются средства, находящиеся за пределами литературной нормы. Просторечие первоначально выступало именно как «простая речь» в отличие от речи изысканной, украшенной, а затем просторечием стали называть ...
Формы и методы развития предметной одаренности учащихся
в процессе изучения иностранных языков
Работа с одаренными детьми требует надлежащей содержательной наполненности занятий, ориентированности на новизну информации и виды поисковой аполитичной, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высококвалифицированным, неравнодушным к своему предмету учителям. Задача же учителя - создать ...