Характеристика звукового состава русского языка

В разделе "Фонетика" М.А. Теленкова [5] отмечает, что каждый звук образуется в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Воздушная струя, идущая из лёгких, моделируется колебаниями голосовых связок, расположенных в гортани (голосовой источник), и препятствиями, создаваемыми органами речи в полости рта и носа (смыканием губ или сближением губ, языка и нёба и др. - шумовой источник). Гласные звуки возникают при колебании напряженных голосовых связок: [а], [о], [у] и др. Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и смыкании или сближении артикуляционных органов полости рта и носа: [б], [в], [г] и др. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок, лишь благодаря смыканию или сближению артикуляционных органов полости рта и носа: [п], [ф], [к].

Акустические свойства (звуковой эффект) звуков зависят и от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонатора.

М.А. Теленкова [5] в этом же разделе даёт следующую характеристику гласных звуков. Гласные звуки - это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции кладётся:

степень подъёма спинки языка (способ образования): гласные верхнего подъёма: [и], [ы], [у]; гласные среднего подъёма: [э], [о]; гласный нижнего подъёма: [а].

место подъёма спинки языка (место образования): гласные переднего ряда: [и], [э]; гласные среднего ряда: [ы], [а]; гласные заднего ряда: [у], [о].

участие или неучастие губ: гласные лабиализованные (обугленные): [о], [у]; нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъёма спинки языка), гласные разделяются на широкие (акустические наиболее звучные): [а]; средние (акустически средней звонкости): [э], [о]; узкие (акустически наименее звучные): [и], [ы], [у].

М.А. Теленкова [5] даёт определение согласным звукам, как звукам речи, состоящих или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладутся следующие признаки.

1. Участие голоса и шума:

1) согласные сонорные, образуемые с помощью голоса и незначительного шума: [м], [н], [л], [р], [j];

2) согласные шумные, подразделяемые на шумные звонкие, образуемые шумом в сопровождении голоса: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], и шумные глухие, образуемые только с помощью шума, без участия голоса: [п], [ф], [к], [т], [ш], [щ], [с], [х], [ц], [ч’].

2. Место образования:

1) согласные губные, подразделяемые губно-губные: [б], [п], [м] и губно-зубные: [в], [ф];

2) согласные язычные, подразделяемые на переднеязычные, к которым относятся зубные [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л], и небно-зубные [ш], [щ], [ж], [ч’], [р];

3) среднеязычный (средненёбный) [j];

4) согласные заднеязычные (задненёбные) [к], [г], [х].

3. Способ образования:

1) согласные взрывные (смычные): [б], [п], [д], [т], [г], [к];

2) согласные фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [щ], [j], [х];

3) аффрикаты [ц], [ч’];

4) согласные смычно-проходные, к которым относятся носовые [м], [н] и боковой [л];

5) дрожащий [р].

Отсутствие или наличие палатализации: согласные твердые, образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные кроме [ч’] и [щ]), и мягкие, образуемые с такой дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ц] и [ш]).

Подробно о педагогике:

Рекомендации на основании проведенного исследования
Уровень долговременной и кратковременной памяти у всех участников находятся в пределах «ниже нормы», что непосредственно влияет на процесс усваеваемости школьной программы. Рекомендовано педагогам и родителям продолжить занятия со специалистами по дальнейшему развитию психических познавательных про ...

Логопедическое обследование детей в группе ОНР
Изучив методики обследования различных авторов и выбрав за основу методику Л.Ф. Спировой, мы приступили к логопедическому обследованию детей в группе ОНР, которое проводилось с 1 по 15 сентября. Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком по 15-20 минут в течение 2-3 дне ...

Результаты констатирующего эксперимента по оценке образной речи детей пяти-шести лет
В процессе обследования уровня образной речи нами была использована методика Н.В. Гавриш. За основу были взяты три серии заданий на выявление уровня развития образной речи. Первая серия заданий была направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов. Вторая серия заданий была направ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru