Образовательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в формировании готовности к межкультурной коммуникации

Актуально о образовании » Педагогическое обеспечение процесса формирования готовности студентов к межкультурной коммуникации » Образовательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в формировании готовности к межкультурной коммуникации

Страница 1

Известно, что система обучения иностранному языку определяется, прежде всего, общественными и экономическими факторами.

Политические, социально - экономические и культурные изменения в России в 90-х гг. существенно расширили функции иностранного языка как предмета. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно увеличили возможность контактов для представителей различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для обмена студентами, школьниками, специалистами. Вследствие этого изменилась роль иностранного языка в обществе, и из учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средстве достижения профессиональной реализации личности.

Современная система обучения иностранному языку характеризуется тем, что, во-первых, практическое владение иностранным языком стало насущной потребностью широких слоев общества и, во-вторых, общий социальный контакт создает благоприятные условия для дифференциации обучения иностранному языку. Новая социально - экономическая политическая ситуация требует реализации в обществе политики в области иноязычного образования, нацеленной на удовлетворение как общественных, так и личных потребностей по отношению к иностранным языкам.

Спецификой предмета иностранного языка является направленность учебного процесса на личность обучаемого, детерминантой которой в определенном смысле является языковая личность. Специфичным для иностранного языка как учебного предмета является, как мы уже отмечали, концепт вторичной языковой личности - как совокупной вербально -смысловой сущности. Для достижения конечного результата необходимо овладение обучаемым не только соответствующей иноязычной «техникой», но и усвоение колоссальной внеязыковой информации, необходимой для адекватного общения и взаимопонимания на межкультурном уровне, а также развитие таких качеств, которые позволяют человеку осуществлять общение с представителями иных культур. Следовательно, овладение иностранным языком должно вплетаться в общую способность к общению на этом языке, его (общения) аффективных, когнитивных аспектов. Речь идет, во-первых, об организации коммуникации на межкультурном уровне (в широком культурологическом аспекте) и, во-вторых, о развитии у обучаемого потребности и способности принимать в ней участие. Результатом этого должны быть сформированные у обучаемого черты вторичной языковой личности определенного уровня, позволяющие ему участвовать в межкультурном общении и самосовершенствоваться в овладеваемой им деятельности.

Мы знаем, что социальный заказ общества по отношению к иноязычному образованию его граждан на протяжении всего двадцатого столетия заключался в качественном владении предметом. Целью изучения иностранного являлось «практическое овладение иностранным языком». Рассмотрим само понятие «практического овладения». За последние тридцать лет под практическими целями обучения предмету понималось: «овладение речью в определенных рамках»; «формирование умений и навыков понимания мыслей других людей (в устной и письменной формах) и выражения своих мыслей (также в устной и письменной формах)»; «развитие речевых умений по всем видам речевой деятельности»; «обучение общению на иностранном языке в единстве всех его функций: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной, этикетной».

Положительной, на наш взгляд, является общая тенденция выдвигать в качестве цели обучения развитие умений общаться на иностранном языке. Однако, задачи обучения иностранному языку более широкие, чем просто практическое овладение иноязычным общением. В поле зрения должны находиться также другие важные задачи, связанные с овладением знаниями о языке и - через язык - культурой соответствующего народа. В процессе формирования языковой личности, что является целью обучения, используется и воспитательно-образовательный потенциал учебного предмета «Иностранный язык». Так, в течение десятилетий в отечественной методике разрабатывалась идея комплексной реализации практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения при ведущей роли первых. Выдвижение на первое место практического аспекта продиктовано спецификой учебного предмета. Нужно отметить, что осуществление комплексного планирования задач обучения, воспитания и развития студентов в процессе обучения иностранному языку весьма сложное дело. Это объясняется тем, что объявление практической цели в качестве ведущей переводит три другие цели в разряд второстепенных. Следствием этого является чрезмерная «погоня» за устойчивыми речевыми навыками и умениями в ущерб развивающим, образовательным и воспитательным аспектам обучения. Процесс обучения - это отдельный, специфический вид общественной деятельности, сущность которого состоит в передаче социального опыта (культуры) студентам. В качестве цели обучения выдвигается иноязычная культура, т.е. все то, что способен принести студентам процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах. А культура является основным, исходным источником, откуда черпается содержание образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Основные модели сетевой формы реализации образовательных программ
Образовательная организация ­– образовательная организация, когда обе имеют лицензии на реализацию программ высшего образования; Образовательная организация – организация, осуществляющая воспитание. В этом случае для другой организации воспитание не является основным видом деятельности и она может ...

Механизмы макроуправления образованием
Успешность управления региональной образовательной системой зависит в значительной степени от успешности проектной деятельности, которая представляет собой ядро управленческой деятельности и от того, насколько качественными получаются продукты этой деятельности, воплощенные в проектно - нормативную ...

Учебные пособия по развитию математических способностей
В настоящее время разработаны логико-математические игры для детей старшего дошкольного возрастов. Началом их создания следует признать теоретические и методические разработки преподавателей педагогического института г. Могилева: Р.Ф.Соболевского, А.А.Столяра, Н.И.Касабуцкого, Г.Н.Скоблева и др. Им ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru