Когнитивный аспект целей обучения означает также формирование у учащихся умений и навыков использования рациональных приемов овладения иностранным языком, т. е. организовать свою учебную деятельность (например, работать индивидуально, в парах, в группах и т. д.); активизировать интеллектуальные процессы (например, узнавать то или иное явление языка, анализировать его, сравнивать с аналогичным в родном языке и др.); подготовиться к учебному процессу и активно участвовать в нем (например, делать заметки, составлять план, пользоваться словарем и др.); организовать коммуникативную деятельность (например, планировать свое высказывание, формулировать свои мысли с помощью ограниченного набора языковых средств, использовать жесты и мимику в устном общении и т.д.). Важно, чтобы становление и совершенствование указанных умений осуществлялись в тесной взаимосвязи с развитием коммуникативных умений, с работок над различными аспектами языка.
Таким образом, когнитивный аспект целей тесно увязывает обучение иностранном) языку как средство межкультурного общения с интенсивным использованием его как инструмента познания, развития и овладения языком.
Общеобразовательный аспект обучения иностранным языкам связана в первую очередь с вопросами:
- каким образом процесс обучения иностранному языку должен и может участвовать в решении общих образовательных задач в целом;
- какие качества (свойства) личности студента необходимо формировать, чтобы он был способен участвовать в межкультурном общении на иностранном языке.
Что касается ответа на первый вопрос, то здесь речь идет о тех личностных качествах, которые благоприятствуют овладению иностранным языком и его практическому использованию как средству приобщения к другой национальной культуре и средства общения с ее носителями.
Второй вопрос предполагает поиск ответа на него в двух направлениях, а именно: определение комплекса свойств личности, позволяющих ему осуществлять общение, и уточнение личностных качеств, делающих его способным к общению на изучаемом языке на межкультурном уровне.
Первое направление связано с формированием у обучаемого коммуникабельности, толерантности (терпимости), умений социально взаимодействовать с партнерами по общению, способности слышать/слушать собеседника (культуры общения) и др.
Способность к общению на межкультурном уровне предполагает наличие у человека таких личностных качеств, как открытость, терпимость и готовность к общению. С открытостью связана способность человека терпимо откоситься к проявлениям чуждого,, непривычного в других культурах, готовность к межкультурному общению, которые являются существенной составляющей коммуникативной компетенции и обеспечивают активное общение с представителями иных социокультурных общностей [38; 125].
Развитие способности к межкультурному общению связано с развитием у студентов компетенции, позволяющей ему соотносить свою культуру с культурой страны изучаемого языка, а для этого необходимо умение видеть различия и общность в культурах, в мировосприятии их носителей, в системах норм, обязанностей, прав и т.д., принятых в разных социумах.
Итак, в качестве важной задачи обучения иностранному языку можно определить развитие таких личностных качеств, необходимых для успешного осуществления общения в интеркультурных коммуникативных ситуациях, как способность видеть общность людей, принадлежащих к разным социумам; способность понимать и принимать различия и общность в разных моделях действительности, в мироощущениях, специфике поведения (в том числе и речевого) представителей иных культур; готовность использовать иностранный язык как средство общения при каждой встрече с его носителями и потребность самостоятельно изучать его.
Необходимо отметить, что в ходе решения названных задач у студентов должны быть сформированы положительное отношение к иностранному языку, к культуре другого народа, говорящего на этом языке, а также широкое представление о достижениях национальных культур (собственной и страны изучаемого языка) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка и культуры в зеркале культуры другой страны.
Практика, показывает, что все составляющие цели обучения иностранному языку взаимосвязаны друг с другом и взаимообусловливают друг друга. Цель общения - развитие способности к межкультурной коммуникации - интегративна по своей сути. Недооценка, равно как и гипертрофия, одного из компонентов могут привести к отрицательным последствиям, что негативно скажется на качестве овладения студентами изучаемым языком как средством общения.
В современном обществе, для которого характерно расширение межгосударственных отношений, торгово-экономических связей с зарубежными странами, развитие науки и техники, постоянный обмен научно-технической информацией усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научно-технического и обшекультурного прогресса, как средства устного и письменного общения между представителями разных народов и культур. Возрастающая роль иностранного языка в жизни общества и в общем образовании молодежи находит свое отражение в практике преподавания его. Таким образом, речь идет о расширении цели обучения и об огромных возможностях иностранного языка в формировании готовности студентов к межкультурной коммуникации, т.е. о подготовке их к. межкультурному общению.
Подробно о педагогике:
Правовое просвещение в условиях юридической
специализации
В современных условиях чрезвычайно актуальными для граждан нашего общества стали проблемы правовой осведомленности и юридической грамотности. Трудно назвать такую категорию граждан России, для которой степень остроты подобных сведений не возросла бы многократно, хотя чаще всего конечно вспоминают о ...
Виды игрушек
Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципа ...
Характеристика методов обучения
Практические методы Данные методы основаны на активной двигательной деятельности учеников. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудител ...