Практическое усвоение конструкций сложных предложений

Страница 1

После усвоения детьми предшествующего материала и многократного закрепления его, логопед приступил к обучению детей применять грамматические конструкции в сложных предложениях.

Первоначально логопед отрабатывал с детьми структуру сложносочиненного предложения, используя соединительный союз «и» (На улице идет дождь и дует ветер) и грамматическую конструкцию существительное + глагол (идет дождь, дует ветер).

На фронтальном занятии логопед обратил внимание детей на изменения, происходящие в природе весной, и выставил на доску серию картин «Весна».

Дошкольники внимательно рассматривали их, потом логопед провел беседу. Он учил детей составлять сложные предложения с союзом «и», задавая вопросы по картинкам. Логопед следил за ответами детей:

- Какое время года изображено на картинках? (На картинках изображена весна).

- Что происходит со снегом весной? ( На улице стало тепло, и начал таять снег. Побежали ручьи и появились проталины).

- Какие изменения произошли с деревьями? (На деревьях появляются почки и распускаются листья)[40].

Все дети испытывали трудности при составлении сложных предложений, логопед активно помогал им. На вечерних занятиях воспитатель продолжал учить детей составлять сложные предложения по картинкам «Прилет птиц», «Лес весной». Вова, Игорь и Дима стали самостоятельно составлять сложные предложения, но иногда допускали ошибки.

Далее логопед учил дошкольников составлять сложносочиненные предложения с разделительным союзом «а».

Для составления такого рода предложения логопед использовал две сюжетные картинки. Сначала дети составляли простые предложения по этим картинкам: «Мама моет грязную посуду. Девочка вытирает голубую тарелку». Затем они соединяли два предложения в одно при помощи союза «а»:

Мама моет грязную посуду, а девочка вытирает голубую тарелку.

Ваня рисует большую лошадь, а Дима раскрашивает маленького зайца.

Получившиеся сложносочиненные предложения дети проговаривали хором.

Далее дошкольники учились составлять сложные предложения, в которых первое предложение начинается словом «сначала», а второе предложение словами «а потом» (Сначала лил сильный дождь, а потом выглянуло солнышко).

На фронтальном занятии логопед проводил целенаправленные игры («Все наоборот»,»Угадай, где ошибка»).

В игре «Угадай, где ошибка» логопед неправильно произносил предложение:

Сначала Катя прочитала книгу, а потом мама купила её.

Дети находили ошибку и исправляли её:

Сначала мама купила книгу, а потом Катя прочитала её.

При проведении игры логопед отметил, что дошкольники усвоили последовательность действий, а значит, практически усвоили конструкции сложноподчиненных предложений.

В дальнейшем данный материал закреплялся на вечерних занятиях с воспитателем, с применением разнообразных приемов, наглядного и раздаточного материала.

На следующем этапе логопед учил детей правильно строить сложноподчиненные предложения, которые начинаются со слов «я хочу», и выражают желания через союз «чтобы» (Я хочу, чтобы мы пошли в цирк).

В работе логопед использовал игру «Чего хочешь ты?». Дети принесли на занятие свои любимые игрушки, расставили их, сели полукругом и стали играть, а логопед исправлял предложения, которые они составляли:

Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол.

Я хочу, чтобы Саша взял машинку и показал её мне.

Воспитатель на вечерних занятиях по заданию логопеда проводил с детьми такие игры, как «Что тебе сказали по телефону?», «Угадай, что я хочу», которые направлены на закрепление изученного материала.

Обучая детей составлять предложения с союзом «чтобы», логопед использовал сюжетные картинки «Зимние забавы».

Дети придумывали сложные предложения со словом «чтобы» по вопросам, которые задавал логопед:

Для чего мальчик взял санки? (Мальчик взял санки, чтобы кататься).

Для чего дети катают снежный ком? (Дети катают снежный ком, чтобы построить снежную бабу).

Для чего дети поливают горку водой? (Дети поливают горку водой, чтобы она была скользкая) [16].

Дошкольники медленно усваивали этот речевой материал. Особые трудности этот материал вызывал у Дениса и Ромы. Им тяжело давалось практическое усвоение данных конструкций.

Далее на фронтальных занятиях логопед учил детей грамматически правильно строить сложноподчиненные предложения с союзом «потому что» (Мальчик заплакал, потому что улетел шарик).

Для этого на занятии он использовал снова вопросно-ответную форму речи. Сначала дети проговаривали только вторую часть предложения, которая является ответом на поставленный вопрос:

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Анализ степени исследованности проблемы
Лингвисты - Р.А.Аванесов, Г.О.Винокур, В.А.Богородицкий, И.Л.Бодуэн де Куртене, А.Н.Гвоздев, Л.Р.Зиндер, Ф. де Соссюр, А.И.Томсон, Л.В.Щерба - рассматривают звуковую сторону языка с разных точек зрения. По Ф.Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеют смысловую сторон ...

Значение творчества С.Т. Шацкого для советской педагогики
Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. В современной западной литературе предпринимаются попытки изобразить Шацкого как последователя Л. Н. Толстого, педагогической системы Д. Дьюи и сторонника теории свободного воспитания. ...

Коррекционная направленность аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Теоретическая часть курсовой работы позволила рассмотреть вопрос о взаимосвязи характера речевого нарушения с механизмом овладения письменной речью. Нарушенная деятельность анализаторов и психических процессов (хотя первично интеллект сохранен) приводит к неполноценности психофизиологической базы, ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru