Технология группового обучения

Истоки технологии группового обучения уходят в 20-е гг. XX в. Создателем его считают Александра Григорьевича Ривина. Инженер по образованию, он принимал активное участие в движении по ликвидации безграмотности и пришел к идее использования в обучении естественного общения учащихся (в парах сменного состава). Это стержневая идея коллективного способа обучения. Реализация ее на практике дала поразительные результаты: все ученики Ривина за короткий промежуток времени глубоко осваивали учебный материал за курс средней школы и успешно сдавали экзамены в вузы.

Методики Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения», «работа учащихся в парах сменного состава».

Можно выделить следующие основные преимущества этой технологии [3]:

• в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

• в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

• каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

• повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

• отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

• формируется адекватная самооценка личностных качеств учащихся, собственных возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

• обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Парную работу можно использовать в трех видах:

1) статическая пара, которая объединяет по желанию двух учащихся, меняющихся ролями «учитель» — «ученик»; так могут заниматься два сильных ученика, два слабых, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

2) динамическая пара образуется, если четверо учащихся выбирают и готовят одно задание, но имеющее 4 части. После подготовки своей части задания и самоконтроля учащийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

3) вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.[2]

Подробно о педагогике:

Ловкость как часть координационных способностей
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П. Матвеев, 1976). Ловкость - возможность человека быстро (но своевременно) совершать точные движения и двигательные действия ( ...

Сущность понятия "коммуникативные универсальные учебные действия"
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение пос ...

Развитие творческой личности и ТРИЗ
Каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, использующего этот инструмент. ТРИЗ-инструмент предназначен для тонких, дерзких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной задачи еще не меняет стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки, сотни задач, постепенно мышлени ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru