Семья как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка

Страница 1

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности [3, 45].

Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [3, 67].

Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Необходимость семейного воспитания объясняется следующим.

1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.

З. Представляя собой малую группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их [13, 17-19].

Семья является важнейшим фактором социализации не только для детей, но и для взрослых от нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни: и новым социальным условиям [8, 26].

Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.

В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения [21, 13-16].

Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности. В качестве компонентов воспитательного потенциала семьи можно выделить:

- численность и структуру семьи;

- нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения;

- жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры;

- распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье;

- материальные и бытовые условия семьи;

- организацию семейного досуга, наличие семейных традиций [13, 21].

- взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.

Решающей в воспитании ребенка является нравственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. «Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей» [8, 64].

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Анализ фортепианных пьес Яна Сибелиуса
Сибелиус очень любил природу, она вдохновляла его на создание прекрасных произведений. Образы финской природы претворены Сибелиусом в четвертой симфонии, симфонической поэме "Caga", "Весна", "Дриада", "Океаниды". В этих произведениях чувствуется влияние импре ...

Особенности философии техники на инженерных факультетах как части академической философии
Известно, что древнегреческое слово «кризис» переводится как «суд». В нашем контексте это суд и перелом социально-философских и экономических парадигм современного мира. И на философии сегодня лежит особо трепетная роль: с одной стороны университетская философия вынужденно принимает навязываемые ей ...

Ответственность за нарушение законодательства по вопросам проведения ЕГЭ
В законодательстве РФ содержатся правовые нормы, закрепляющие права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования, установленные законодательством. Однако отсутствовали нормативные документы, уст ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru