При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности памяти детей данного возраста, так как дифференцированный подход к обучению определяет более высокую обучаемость младших школьников.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства учащихся начальных классов преобладает и образный тип памяти.
Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:
установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;
заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Все эти условия необходимо соблюдать в начальных классах при изучении слов с непроверяемым написанием.
В ходе данной работы были проанализированы учебники начальных классов и отобраны слова, во-первых, наиболее часто применяемые, во-вторых, трудные для запоминания младшими школьниками.
В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:
1) метод зрительных ассоциаций;
2) метод звуковых ассоциаций;
3) мнемосистема "связей";
4) рифмованные стихи;
5) сказки, рассказы;
6) этимологический анализ слов.
Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид памяти при изучении слов с непроверяемым написанием. Эксперименты показали, что резервы памяти связаны с развитием образной памяти. Именно зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания слов с непроверяемым написанием с помощью метода зрительных ассоциаций. Суть его состоит в том, что реальный ассоциативный образ можно выразить через схожесть формы букв с формой образа.
Метод зрительных ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
Если взять, например, слово магнит, то на картинке должен быть и сам магнит и буква "А".
В других случаях на буквах, которые вызывают трудность при написании, изображаются рисунки, опираясь на смысл слова. Важно знать, что рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе может произойти "нагромождение" образов.
Например, слово копейка - буква о по форме напоминает копейку. На букве "о" рисуем копейку.
Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются.
Следующий метод - звуковые (фонетические) ассоциации - предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна. Например, слово завтрак. Созвучное ему слово - рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: "На завтрак рак". Это слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем, если бы мы обыгрывали запоминаемую букву "а" через рисунок. А придуманная фраза хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.
Эффективному запоминанию слов с непроверяемым написанием способствует использование мнемосистемы "связей" или метод группировки, который заключается в следующем:
запоминание происходит легче, если ребенок мысленно представляет
себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".
Рекомендуется записывать не более 5 - 7 слов, поскольку за один раз
человек способен воспринять от 5 до 9 элементов.
Подробно о педагогике:
Индивидуальный подход в процессе деятельности по развитию математических
способностей
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое коли ...
Зарубежный опыт итоговой государственной аттестации
Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х гг. Французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране стало очень много иммигрантов из Африки. Уровень их образованности был крайне низок, но, тем не менее, детям иммигрантов необходимо было учиться, и французские власти пошли им навстречу, ...
Общая характеристика речевого развития младших школьников
Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга ." [19, 14]. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Развитие речи у реб ...