Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической интуиции

Актуально о образовании » Условия становления и развития орфографической интуиции младших школьников » Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической интуиции

Страница 1

При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать особенности памяти детей данного возраста, так как дифференцированный подход к обучению определяет более высокую обучаемость младших школьников.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства учащихся начальных классов преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:

установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;

заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия необходимо соблюдать в начальных классах при изучении слов с непроверяемым написанием.

В ходе данной работы были проанализированы учебники начальных классов и отобраны слова, во-первых, наиболее часто применяемые, во-вторых, трудные для запоминания младшими школьниками.

В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:

1) метод зрительных ассоциаций;

2) метод звуковых ассоциаций;

3) мнемосистема "связей";

4) рифмованные стихи;

5) сказки, рассказы;

6) этимологический анализ слов.

Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Особенно важен этот вид памяти при изучении слов с непроверяемым написанием. Эксперименты показали, что резервы памяти связаны с развитием образной памяти. Именно зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания слов с непроверяемым написанием с помощью метода зрительных ассоциаций. Суть его состоит в том, что реальный ассоциативный образ можно выразить через схожесть формы букв с формой образа.

Метод зрительных ассоциаций больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

Если взять, например, слово магнит, то на картинке должен быть и сам магнит и буква "А".

В других случаях на буквах, которые вызывают трудность при написании, изображаются рисунки, опираясь на смысл слова. Важно знать, что рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе может произойти "нагромождение" образов.

Например, слово копейка - буква о по форме напоминает копейку. На букве "о" рисуем копейку.

Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются.

Следующий метод - звуковые (фонетические) ассоциации - предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна. Например, слово завтрак. Созвучное ему слово - рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: "На завтрак рак". Это слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем, если бы мы обыгрывали запоминаемую букву "а" через рисунок. А придуманная фраза хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.

Эффективному запоминанию слов с непроверяемым написанием способствует использование мнемосистемы "связей" или метод группировки, который заключается в следующем:

запоминание происходит легче, если ребенок мысленно представляет

себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".

Рекомендуется записывать не более 5 - 7 слов, поскольку за один раз

человек способен воспринять от 5 до 9 элементов.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Программы 30-х годов ХХ века: роль педагога в организации детской деятельности
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры глубоко изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областя ...

Анализ литературы по данной проблеме
Формированию лексико-грамматического строя речи у детей с отклонениями в речевом развитии в коррекционных методиках придается особое значение. Так ряд авторов показывают определенную последовательность в формировании лексико-грамматических конструкций [7, 16, 50]. В пособии «Подготовка к школе дете ...

Различные подходы к контролю и оценки учебной деятельности учащихся
Исходя из основных целей развивающегося образования можно сформулировать три принципиальных положения по вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Педагогическая деятельность учителей на этапе с I по IV классы направлена на формирование у учащихся умения учиться, которое включает в с ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru