Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической интуиции

Актуально о образовании » Условия становления и развития орфографической интуиции младших школьников » Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической интуиции

Страница 2

Например: Как ездить на велосипеде?

Быстро, весело, скоро, хорошо!

К эффективным способам запоминания при изучении слов с непроверяемым написанием также можно отнести такие стихи, рассказы, сказки, ребусы, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Например: Знаем, что салют всегда Но запомни, букву "и"

Пишем только с буквой "а"! В слове ужин ты пиши!

Как уже отмечалось, информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний в придуманных ими ассоциациях.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка (этимология - наука о значении и происхождении слов).

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова, позволяет мотивировать его современное написание, т.е. найти опору для запоминания их современного графического облика.

Например:

Но, необходимо иметь в виду, что не всегда этимологическая справка содержит опорное написание, поэтому целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опору для запоминания.

Данные способы эффективного запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием. Разумеется, предлагаемые способы запоминания (как и всякая тренировка) работают при систематическом их применении.

Следует отметить, что не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т.к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.

Для успешного усвоения программного материала учащиеся должны иметь хорошую кратковременную зрительную и слуховую память, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться. Большое значение имеет также опосредованная память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации. Комплекс включает в себя ряд упражнений на развитие орфографической интуиции и различных видов памяти, применение которых на уроках русского языка приведет к снижению орфографических ошибок в работах учащихся начальной школы.

Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием - через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи ученик сможет выбрать себе наиболее подходящий.

Таким образом, для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов. Также для повышения уровня грамотности учащихся особое внимание на уроках русского языка необходимо уделять упражнениям на развитие памяти и орфографической интуиции.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Ролевое моделирование в образовании и воспитании
Прежде всего был выделен круг проблем и вопросов современной школы, которые с нашей точки зрения, разрешимы с помощью методики ролевого моделирования: 1. Проблема мотивации обучения, внутреннего ощущения потребности в знаниях. Она наиболее остро стоит в средней школе, но очевидно, что зарождается в ...

Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести лет
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразео ...

Условия формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста
дидактический игра цвет дошкольник Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного пе ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru