Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической интуиции

Актуально о образовании » Условия становления и развития орфографической интуиции младших школьников » Комплекс упражнений, направленных на развитие орфографической интуиции

Страница 2

Например: Как ездить на велосипеде?

Быстро, весело, скоро, хорошо!

К эффективным способам запоминания при изучении слов с непроверяемым написанием также можно отнести такие стихи, рассказы, сказки, ребусы, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Например: Знаем, что салют всегда Но запомни, букву "и"

Пишем только с буквой "а"! В слове ужин ты пиши!

Как уже отмечалось, информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний в придуманных ими ассоциациях.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка (этимология - наука о значении и происхождении слов).

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова, позволяет мотивировать его современное написание, т.е. найти опору для запоминания их современного графического облика.

Например:

Но, необходимо иметь в виду, что не всегда этимологическая справка содержит опорное написание, поэтому целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опору для запоминания.

Данные способы эффективного запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием. Разумеется, предлагаемые способы запоминания (как и всякая тренировка) работают при систематическом их применении.

Следует отметить, что не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т.к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.

Для успешного усвоения программного материала учащиеся должны иметь хорошую кратковременную зрительную и слуховую память, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться. Большое значение имеет также опосредованная память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации. Комплекс включает в себя ряд упражнений на развитие орфографической интуиции и различных видов памяти, применение которых на уроках русского языка приведет к снижению орфографических ошибок в работах учащихся начальной школы.

Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием - через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи ученик сможет выбрать себе наиболее подходящий.

Таким образом, для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов. Также для повышения уровня грамотности учащихся особое внимание на уроках русского языка необходимо уделять упражнениям на развитие памяти и орфографической интуиции.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Модель содержания технологического образования
При обсуждении моделирования содержания образования сразу определим систему понятий, которые отражают специфику поставленной задачи. 1. Образование как процесс - способ передачи человеку культурного наследия общества. Образование - средство социализации, а также физического и духовного формирования ...

Методы, формы и средства изучения раздела
Успешной реализации задач курса способствует использование учителями разнообразных методов и форм обучения. Методы обучения. Методы обучения подразделяются на две взаимосвязанные группы: объяснительно-иллюстративные, предполагающие словесный характер передачи школьникам знаний (беседа, рассказ, объ ...

Тревожность как проявление эмоциональной сферы младшего школьника
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний наибольшее внимание уделяется состоянию беспокойства, или тревоги. Эмоции и чувства представляют собой от ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru