Нравственная культура личности как педагогическая проблема

Актуально о образовании » Формирование нравственной культуры личности младших школьников » Нравственная культура личности как педагогическая проблема

Страница 1

культура личность школьник воспитательный

«Развить до высшей степени индивидуальную и народную нравственность – значит воспитать человека и народ».

В.Н. Тычина. 1914 г.

Современная наука охватывает самые разнообразные области жизни и деятельности людей, проникает в тайны законов природы и общества. Но одними из самых привлекательных, важных и сложных объектов познания являются культура и ее носитель и творец - человек. Культура имеет много источников: и все то, что происходит в мире, в обществе, в политике, и все то, что происходит в социальной группе, в семье, и весь личный опыт, и все то, чему учит народ, и литература, и искусство. Только черпая из общечеловеческих, культурных ценностей, можно стать личностью высокой культуры.

Экономическая и социально-культурная ситуация в РБ на этапе перехода к социально ориентированной экономике, гражданскому обществу и правовому государству осложнили процесс воспитания подрастающих поколений. В их среде все больше стала проявляться социальная тревожность, неуверенность, агрессивность и жестокость; увеличилось число учащихся с девиантным поведением. Во многом это стало возможным за счет уменьшения с начала 90-х годов воспитательного потенциала учреждений образования: в воспитательной работе все еще не изжит формализм, заключающийся в механическом усвоении и использовании определенных положений, норм и правил поведения без их осознанного усвоения, умения самостоятельно применять их в жизни. Формализм проявляется и в шаблонном планировании воспитательной работы и спортивно-оздоровительной деятельности, отсутствии анализа работы, проводимой с учащимися.

В связи с этим остро встала задача определения новых теоретико-методологических и практических подходов к современному воспитанию. Осознание самоценности человеческой жизни, ориентация на возрождение духовно-нравственных ценностей определяет стратегию воспитания, в реализации которой главную роль играет культура. Именно культурологический подход позволяет сделать культуру содержанием, а воспитание – процессом культуротворчества. Так как нравственная культура — это базовый компонент культуры личности, то важнейшей задачей воспитания является нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта взаимодействия в мире множества культур со своими идеалами, духовными и нравственными ценностями; освоение понятий о культуре, нравственности, духовности; воспитание моральных качеств и опыта нравственного поведения. Как отмечено в «Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы», одной из задач воспитания является «формирование нравственной, эстетической и экологической культуры» [1, с.3].

Проблема нравственной культуры находится на границе этики и теории культуры. В настоящее время существуют два подхода к раскрытию сущности понятия «нравственная культура». Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия - «культура», а второй подход - видового - «нравственность».

Чтобы получить представление о том, что такое нравственная культура, прежде всего, нужно обратиться к этимологии слова «культура».

В древнем мире латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее «культивирование», т.е. изменения в природе под воздействием человека, его деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали понимать все созданное человеком.

Культура – это процесс усложнения, возвышения и совершенствования человека и общества, а также результат умственной деятельности [2, с. 13].

В философском словаре рассматриваемое понятие трактуется так: «Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процесса опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности…» [3, c.210].

Таким образом, можно утверждать, что культура - процесс и результат образования и воспитания, так как она подразумевает совершенствование, облагораживание физических, и, главным образом, духовных сил человека и общества, т.е. культивирование духа.

Данная точка зрения наблюдается и в определении культуры С.И. Ожеговым: «Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение» [4, с. 268].

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Особенности развития в математической деятельности
В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисл ...

Описание и анализ опытного обучения письменной речи на уроках английского языка в 6 классе
Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка. Целью опытного обучения являлось доказать или опровергнуть гипотезу данного исследования, которая заключается в следующем: использование творческих заданий будет способство ...

История появления профессии «социальный педагог» в России
Появление профессии социальный педагог в России имеет свою историю. В 1989 г. Государственный комитет СССР по народному образованию создал при Академии педагогических наук СССР Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» под руководством кандидата педагогических наук В.Г. ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru