Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе

Страница 1

На протяжении многих лет своей педагогической деятельности учителя используют в своей работе различные приемы и средства активизации познавательной деятельности учащихся. Изучению воспитательных средств отводится мало места в педагогической литературе потому что, во-первых, тем что ведут анализ этой проблемы на самом низком уровне, рекомендательно-иллюстративном, либо рекомендательно-инструктивном. Поэтому в этом параграфе речь пойдет: 1) об отношении к воспитательному средству как педагогическому явлению, педагогической проблеме; 2) о приемах включения учащихся в групповую и коллективную формы работы.

Средство улучшает качество результата, повышает эффективность работы субъекта: при малых затратах он достигает больших результатов. Для организации деятельности достаточно усилий субъекта, его собственной активности. Назначение средства прячется в изменении соотношения активности субъекта, меры его усилий и получаемого продукта в его проецируемом качестве.

История цивилизаций – это история развития средств жизнедеятельности человека. Назначение педагогического средства ничем не отличается от обозначенного нами.

Место педагогического средства в системе работы с детьми очевидно: оно нечто стороннее, к чему обращается педагог, вводя в контекст деятельности этот взятый из окружающей реальности предмет. Условно-схематический рисунок отразит сказанное:

Палитра средств крайне многообразна, ибо всё в мире может служить средством, помимо человека, который выступает в деятельности субъектом, а значит, равным для любого другого субъекта.

Определим функции воспитательного средства.

К поиску средства прибегает педагог, когда возникает необходимость в опоре на наглядный образ, когда надо предложить детям иллюстрацию того явления, о котором идет речь. Опасны слова, если за ними нет в сознании ребенка картинки того, о чем идет речь. Наглядно-иллюстративная функция обеспечивает активность чувствительного аппарата: глаз видит, ухо слышит, рука трогает, нос нюхает, язык пробует на вкус. Даже если детям знакомо явление, и, казалось бы, нет нужды обращаться к наглядной опоре, всё равно для активизации восприятия как базы абстрактного мышления целесообразно поискать дополнительное средство.

Средство увеличивает возможности психофизического аппарата человека, служа продолжением его рук, оказывая помощь его телу и т.п. – служа инструментом для человека. Такая инструментальная функция свойственна и воспитательному средству: карандашу, ножницам, лопате, карточкам и прочим предметам, выполняющим роль инструмента в организованной деятельности.

Воспитательному средству присуща также оформительская функция: наличие какого-то средства определяет восприятие деятельности со стороны наблюдателя: средство задает форму, средство становится формой внутреннего наполнения деятельности. Отдельное средство может реализовать одну функцию или все три. Однако любому средству свойственно, появившись в группе детей, влиять на психологический климат группы.

Психологическая функция реализуется безусловно и неотвратимо, поскольку предмет внесенный в сферу деятельности, - это определенное отношение, привнесенное посредством предмета. Педагогический отбор воспитательного средства производится по принципу оптимальности. А оптимально то средство, которое одновременно способно реализовать все функции: быть наглядным образом явления, выступать инструментом для активной работы, служить основой оформительской и благоприятно влиять на повышение психологической атмосферы группы в момент деятельности.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у младших школьников через дидактическую игру
Констатирующий эксперимент проводился в 2008/2009 учебном году на базе МОУ СОШ №18 г. Череповца, в нем участвовали ученики 1 «А» класса, в количестве 26 человек, обучающиеся по учебнику «Русская азбука» под редакцией В.Г. Горецкого. Следует отметить, что к концу 1 класса учащиеся должны знать: все ...

Организационно-методические подходы к диагностической работе по определению уровня сформированности образно-выразительных средств речи
Настоящий параграф посвящен проблеме изучения состояния уровня сформированности образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР. Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября 2009 года по май 2010 года на базе МДОУ ЦРР «Д/С №139». Констатирующий этап эксперимента мы проводили в под ...

Кто такие дети группы риска
Дети «группы риска» – это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развити ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru