Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе

Страница 3

Аналогичную методику разработала доцент МГПИИЯ им. Мориса Тореза А.С. Границкая по иностранному языку. У нее это связано со сдачей и приемом внеаудиторного чтения.

Приемы, применяемые на коллективных занятиях при изучении истории. Перечислим не приемы, которые можно использовать при изучении истории на коллективных занятиях.

Прежде всего, это работа в паре, связанная со взаимной проверкой знаний отдельных понятий по конкретному разделу. Подходы здесь могут быть разные: один называет понятие, а другой отвечает его значение. Эти понятия могут быть записаны на карточке. Проверяющий предлагает карточку и измеряет время заполнения этой карточки другим партнерам. Если допущена хотя бы одна ошибка, то проверяющий карточку возвращает и предлагает ее доучить. Если все было заполнено правильно и быстро, то карточка заменяется со списком новых слов, увеличенных в два, три раза.

Совместная работа над дополнительным новым текстом: один ученик читает, а другой выделяет главную мысль. Непонятные слова каждый записывает в свой словарик.

Работа с новым параграфом, если один его уже знает, а другой его еще не читал. Последний читает параграф под контролем первого своего товарища и выделяет главную мысль. Если что – то не получается, то оказывается тут же помощь учителем.

Участники занятий имеют разный дополнительный материал, и каждый из них готовит соседа по своему материалу. После знакомства с материалом, проверки и записи понятий проводится обмен заданиями. Так весь материал ребята передают в парах сменного состава.

Выполнение ответов на вопросы по учебнику. Такая работа может быть выполнена в группе, и, конечно, в парах сменного состава.

Целесообразно учащимся, которые готовятся к выступлению перед классом, предварительно проверить свое выступление в парах. Выступление по изученной теме перед классом или группой учащихся должно быть качественно подготовлено. Но для этого лучшего способа, чем два - три рассказа своим товарищам не найти.

Следует давать учащимся возможность готовиться в парах к устным рассказам по самым различным темам.

Многие учителя разрабатывают для коллективной (групповой) учебной работы систему карточек, куда включают вопросы теории, даты. По каждому разделу составляется особый вопросник и в соответствии с ним система упражнений (заданий).

Итак, очень часто педагог прибегает к поиску средств, когда надо предложить детям иллюстрацию какого–нибудь явления. Палитра средств, крайне многообразна. Воспитательное средство является, наверно, одним из главных средств, в сфере использования его в педагогической практике. Это средство имеет несколько функций, которые помогают понять его силу воздействия на процесс деятельности учителя и на улучшение ее результатов. Пока единой общей методики изучения, какого – то учебного предмета в целом или в отдельном классе нет. Но существуют приемы групповых учебных занятий, которые используются учителями в парах сменного состава: это и прием Шаталова – Границкой, связанный с подготовкой к экзаменам: это и работа по вопросникам, где участвуют разновозрастные ученики: это и различные приемы, используемые в группах при изучении различных предметов гуманитарного и естественного блоков.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Содержание работы по формированию у детей временных представлений
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличи ...

Особенности речевого развития детей с ЗПР
Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а, следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. Так, С. Г. Шевченко [16], изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефе ...

Новые формы обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий
Всем хорошо известна роль иностранного языка в мире современного человека. Многие специалисты, в том числе, деятельность которых связана с туристской деятельностью, зачастую сталкиваются с этой проблемой и сожалеют о своем незнании или недостаточном владении иностранным языком. Это и установление м ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru