Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе

Страница 3

Аналогичную методику разработала доцент МГПИИЯ им. Мориса Тореза А.С. Границкая по иностранному языку. У нее это связано со сдачей и приемом внеаудиторного чтения.

Приемы, применяемые на коллективных занятиях при изучении истории. Перечислим не приемы, которые можно использовать при изучении истории на коллективных занятиях.

Прежде всего, это работа в паре, связанная со взаимной проверкой знаний отдельных понятий по конкретному разделу. Подходы здесь могут быть разные: один называет понятие, а другой отвечает его значение. Эти понятия могут быть записаны на карточке. Проверяющий предлагает карточку и измеряет время заполнения этой карточки другим партнерам. Если допущена хотя бы одна ошибка, то проверяющий карточку возвращает и предлагает ее доучить. Если все было заполнено правильно и быстро, то карточка заменяется со списком новых слов, увеличенных в два, три раза.

Совместная работа над дополнительным новым текстом: один ученик читает, а другой выделяет главную мысль. Непонятные слова каждый записывает в свой словарик.

Работа с новым параграфом, если один его уже знает, а другой его еще не читал. Последний читает параграф под контролем первого своего товарища и выделяет главную мысль. Если что – то не получается, то оказывается тут же помощь учителем.

Участники занятий имеют разный дополнительный материал, и каждый из них готовит соседа по своему материалу. После знакомства с материалом, проверки и записи понятий проводится обмен заданиями. Так весь материал ребята передают в парах сменного состава.

Выполнение ответов на вопросы по учебнику. Такая работа может быть выполнена в группе, и, конечно, в парах сменного состава.

Целесообразно учащимся, которые готовятся к выступлению перед классом, предварительно проверить свое выступление в парах. Выступление по изученной теме перед классом или группой учащихся должно быть качественно подготовлено. Но для этого лучшего способа, чем два - три рассказа своим товарищам не найти.

Следует давать учащимся возможность готовиться в парах к устным рассказам по самым различным темам.

Многие учителя разрабатывают для коллективной (групповой) учебной работы систему карточек, куда включают вопросы теории, даты. По каждому разделу составляется особый вопросник и в соответствии с ним система упражнений (заданий).

Итак, очень часто педагог прибегает к поиску средств, когда надо предложить детям иллюстрацию какого–нибудь явления. Палитра средств, крайне многообразна. Воспитательное средство является, наверно, одним из главных средств, в сфере использования его в педагогической практике. Это средство имеет несколько функций, которые помогают понять его силу воздействия на процесс деятельности учителя и на улучшение ее результатов. Пока единой общей методики изучения, какого – то учебного предмета в целом или в отдельном классе нет. Но существуют приемы групповых учебных занятий, которые используются учителями в парах сменного состава: это и прием Шаталова – Границкой, связанный с подготовкой к экзаменам: это и работа по вопросникам, где участвуют разновозрастные ученики: это и различные приемы, используемые в группах при изучении различных предметов гуманитарного и естественного блоков.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Урок для современного ребенка
Однако необходимо отметить, что нынешние малыши-шестилетки сильно отличаются от своих предшественников. Дошкольник, принимаемый в первый класс, имеет достаточно определенное представление о мире. В отличие от ребенка дотелевизионной эпохи, современный ребенок большую часть организованной информации ...

Отражение нормативных документов в деятельности детского сада К.Н. Вентцеля
Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) – педагог. Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербуржском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения. С 1919 жил в Воронеже. Препод ...

Понятие и истоки исторического краеведения
Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения. Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагог ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru