Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе

Страница 2

Методика изучения учебных предметов должна быть настолько гибкой, чтобы каждому ученику давать возможность наиболее быстро и в тоже время всестороннего развития. Такой методики пока нет. Заботы о развитии каждого при групповых способах обучения (ГСО) нет – есть стремление всех каким-то образом подравнять в темпах, всем нужно изучить одну и ту же программу сегодня и те же сроки. В соответствии с этой задачей разрабатываются методики, составляется поурочный план учителя, строится каждый урок. Пока единой общей методики изучения какого-то предмета (учебного) в целом или в отдельном классе нет. Поэтому в настоящее время мы можем поговорить, о незаконченной методической системе изучения предмета в условиях перехода от ГСО к Коллективным Способам Обучения (КСО), а только отдельные приемы, которые учителя уже применяют на практике при изучении разных учебных предметов. Обычно эти приемы называют приемами коллективных учебных занятий. Введение этих коллективных занятий в школьную практику педагоги называют "запуском".

Начнем с "запуска". На уроках он значительно упрощается и может проводиться по разному. Становится, наконец, возможным самый простой случай: учитель, например истории, делит своих учеников 7 класса на две половины, и половину направляет в соседний 7-ой класс, а с другой половиной учащихся остается в своем классе. Из соседнего класса приходят ученики, имеющие опыт коллективной работы и уже получившие от своего преподавателя необходимую инструкцию. Так, в каждом классе оказывается две категории учащихся: одна половина уже умеет работать коллективно, а другая половина – начинающие.

Каким образом работают ученики такого смешанного класса, состоящего из учащихся двух одновозрастных или разновозрастных классов? Все учащиеся сразу приступают к работе: ученики, обученные коллективной работе, обучают тех, кто к коллективным учебным занятиям только приступает. Это может быть проработка новых текстов по методике А.Г. Ривина, работа по карточкам, вопросникам и т.д. В чем главное преимущество такого "запуска". Преимущество в том, что по новой методике сразу начинает работать весь класс: 30-40 человек, одновременно отстаивая приемы этой методики новое содержание, которое нужно изучать по программе. Здесь "класс учителей" одновременно и в индивидуальном порядке обучает "класс учеников" и первоначальное освоение новой методики можно осуществить за несколько часов. Дальше совершенствоваться в новой методике можно уже в другом составе (без "класса учителей"), но и "запуск", дело поворотного значения, можно благодаря работе класса с классом произвести быстро в один день. В будущем основным путем, ведущим к "запуску", коллективных учебных занятий, будет использование "обученных классов". Этот путь ускорит освоение коллективных занятий в десятки и сотни раз. Но пока учитель должен либо один научить всех своих учащихся в парах сменного состава, либо со своими товарищами коллегами.

Прием Шаталова-Границкой был рассмотрен в учительской газете. В.Ф.Шаталов описывает прием, который он обычно использует перед экзаменами. Сначала на протяжении урока он отвечает на все вопросы экзаменационных билетов. В.Ф.Шаталов такую работу называет "лекция".Он предлагает всем учащимся подготовиться, и на следующем уроке желающие отвечают у доски на любой вопрос из экзаменационных билетов. Приготовив все необходимые чертежи и записи, учащиеся отвечают – каждый на свой вопрос. Отличный вопрос у доски дает ученику право экзаменовать всех остальных, но только по этому вопросу. На стенде вывешивается ведомость. В ней по вертикали – фамилии ребят, а по горизонтали – вопрос, по которому экзаменует своих товарищей тот или иной ученик. Все видят, кому из ребят нужно сдавать мини – экзамен из одного единственного вопроса. В классе все становятся экзаменаторами и все экзаменующимися. Учитель тоже не сидит без дела. Некоторым ребятам он предлагает ответить на два, три или четыре вопроса. Кто ответит отлично, тому разрешается принимать экзамен уже по нескольким вопросам. Это устраняет очереди к экзаменаторам и возможные конфликты: не хочешь отвечать одному экзаменатору – отправляешься к другому. Каждый экзаменатор, выслушав ответы товарищей, ставит им оценки. Эти отметки проставляются в общую ведомость. Окончательно заполненной считается та клеточка, в которой стоит "пять" (ручкой). Все прочие оценки ставятся карандашом или не выставляются вовсе, если экзаменующий этого не желает. Наблюдения подтверждают такой факт, что ребята охотно работают не только на уроках, но и во внеурочное время. На экзаменах обычная картина: ученик берет билет и отвечает на него досрочно, без подготовки.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

История развития правового просвещения
Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ...

Теоретические основы проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в ко ...

Образовательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в формировании готовности к межкультурной коммуникации
Известно, что система обучения иностранному языку определяется, прежде всего, общественными и экономическими факторами. Политические, социально - экономические и культурные изменения в России в 90-х гг. существенно расширили функции иностранного языка как предмета. Включение России в мировой рынок, ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru