«Инструкция по ведению очага и детского сада» 1919 года о роли педагога в организации детской жизни

Актуально о образовании » Педагог и ребенок в системе дошкольного воспитания 20-30-х годов ХХ века » «Инструкция по ведению очага и детского сада» 1919 года о роли педагога в организации детской жизни

Страница 1

Первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. «Детский очаг, в котором дети пребывают не менее восьми часов, должен стать основным типом дошкольных учреждений, вытеснив существующие до сих пор детские сады, где дети пребывали всего три-четыре часа. Требованием момента является тип учреждения, которое заменяло бы семью в течение трудового дня родителей. Отсюда ясна и цель и задачи очага. Жизнь ребенка в семье заменяется жизнью его в очаге, отсюда главная задача очага-создать все условия к тому, чтобы жизнь эта была наиболее полная, наиболее радостная. Нужно создать условия для гармонического развития личности ребенка».

Различие между детским садом и очагом определялось временем пребывания ребенка в дошкольном учреждении: до 6 часов - детский сад, 8-10 часов - очаг. Для игр и занятий, кроме игрушек, рекомендовались самые разнообразные материалы: глина, песок, строительный материал, набор инструментов по работе с деревом. "Инструкция ." рекомендовала проводить разнообразные занятия: рисование, лепку, разнообразный ручной труд, вырезывание, пение, беседы, уход за растениями и животными, свободные и организованные игры детей и т. д. Все занятия должны объединяться идеей индивидуальности, самостоятельности, трудового творческого начала, общения с природой. Внутреннее содержание должно определяться в свободной работе-игре.

К “Инструкции .” были приложены примерные схемы и указания по оборудованию, размеры мебели, разработанные специальной врачебно-педагогической комиссией при участии Е. А. Аркина, А. И. Чулицкой, а также перечень детских игрушек, подробные списки литературы, как детской, так и для воспитателей детских учреждений, указания по организации постоянных и передвижных выставок и библиотек. Обращалось внимание на организацию горячего питания, медицинского обслуживания. Важно - развитие речи и уточнение детских представлений, методика проведения индивидуальных и коллективных бесед. Для рассказывания рекомендовались народные сказки и доступная детям художественная литература.

В документе говорится, что очаг – сад не ставит себе целью научить ребенка какому-нибудь искусству (рисованию, лепке). В саду не должно было быть никаких образцов, готовых шаблонов. Цель – предоставить ребенку свободный выбор занятий, дав ему возможность выявить свою мысль, претворить ее в образы, способствуя таким образом проявлению свободного творчества. Техника дела усвоится сама собой, а потому по возможности следует избегать всяческих указаний.

В “Инструкции .” были учтены лучшие достижения русских дореволюционных методистов и советских воспитателей, научные данные об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, исключены формализм, механистичность, мистицизм, характерные для систем Фребеля и Монтессори.

Однако наряду с положительными указаниями в “Инструкции .” нашли отражение установки, характерные для теории “свободного воспитания”, не соответствующие задачам коммунистического воспитания детей. Сами задачи воспитания детей дошкольного возраста определялись несколько аполитично, обусловливались только особенностями этого возраста. Роль воспитателя сводилась главным образом к организации обстановки. “Инструкция .” подчеркивала, что выбор занятий должен исходить только от самих детей, участие детей в общих занятиях необязательно, расписание занятий недопустимо, детям нельзя давать никаких образцов, рекомендовалось избегать всяких руководящих указаний. По “Инструкции .” обучение грамоте должно “совершаться естественным путем, вытекая из соответствующей обстановки”, т. е. без определенной последовательности и системы. Это создавало трудности для последующего обучения детей грамоте в школе.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Структура построения педагогического эксперимента, его виды
В связи с тем, что педагогический эксперимент включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности, он всегда строится по следующей схеме: начальное исследование → проведение занятий → промежуточное исследование → проведение занятий → конечное и ...

Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности
По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать проду ...

Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных
Одна из первых отечественных методик раннего развития принадлежит педагогам-новаторам Борисом (1916-1999) и Леной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Для своего времени (50-60-е годы) она значительно отличалась от «официальной» модели воспитания и была достаточн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru