Содержание учебного материала
Коррекционно-развивающее образование (КРО) как новое направление в развитии педагогической практики.
Назначение и основные задачи коррекционно-развивающего образования.
Общепедагогические принципы коррекционно-развивающего образования, их характеристика.
Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего образования.
Коррекционно-развивающая программа, её структура и место в системе содержания образования.
Классы комплексующего обучения. Педагогической поддержки-дифференцированные формы коррекционно-развивающей практики.
Особеннсти организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребёнка.
Формы коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной педагогической практике.
Внеурочная деятельность в системе коррекционно-развивающей работы с детьми риска. Коррекционный потенциал физкультурно-оздоровительной, трудовой. Художественной, эстетической, познавательной внеурочной деятельности.
Основные понятия: классы компенсирующего обучения, коррекционно-развивающее образование, психолого-педагогические основы организации коррекционно-развивающего образования.
Ведущие идеи:
Создание специальных классов коррекционно-развивающего образования позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в физическом и нервно-психическом здоровье.
На основании принципов развивающего обучения разрабатываются конкретные методики, педагогические технологии.
Содержание учебного материала
Организационно-педагогические основы создания классов КРО
Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма образования дифференциации, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации педагогического процесса, но более эффективна при создании классов КРО, которые позволяют обеспечивать оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья.
Именно в таких классах возможно взаимодействие:
- диагностико - консультативного,
- коррекционно – развивающего,
- лечебно – профилактического,
- социально – трудового направления работы с детьми.
Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов – классы компенсирующего обучения и классы выравнивания.
В школьной практике имеют место и другие формы дифференцированного обучения: классы педагогической поддержки (первично создаются в первом звене школы 5-9 классы), классы адаптации, классы здоровья и др.
КРО строится на основных положениях концепции КРО, разработанной Институтом коррекционной педагогики.
Классы выравнивания создаются на начальной ступени обучения для обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, эмоциональная неустойчивость.
Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель – создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях образовательного учреждения. В классы конпенсирующего обучения принимаются дети группы риска.
Создание специальных классов КРО позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в психическом здоровье.
Охране и укреплению здоровья учащихся этих классов отводится особая роль.
Необходимым является динамические наблюдения за продвижения каждого ребенка. Наблюдения проводятся специалистами школьного психолого-педагогического консилиума.
Подробно о педагогике:
Приемы обучения
решению задач учащихся первого класса
Во многих методических пособиях по математике рекомендуются следующие приемы обучения детей решения задач: постепенное усложнение и развитие задачи; изменение условий задачи при сохранении её вопроса; изменение вопроса задачи при сохранении её условия; преобразование задачи; решение задачи нескольк ...
Активные формы и методы обучения
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компе ...
Структура построения педагогического эксперимента, его виды
В связи с тем, что педагогический эксперимент включает в себя как проведение учебных занятий, так и регистрацию их эффективности, он всегда строится по следующей схеме: начальное исследование → проведение занятий → промежуточное исследование → проведение занятий → конечное и ...