Содержание технологического образования школьников

Страница 1

Любая сознательная деятельность направлена на достижение конкретных целей. Содержание этих целей определяется и условиями их реализации, и набором средств, которые при этом используются. Технологическая подготовка школьников потребовала перестройки обучения в средней школе. При этом необходимо было учитывать, что именно трудовое воспитание в школе представляет своего рода равнодействуюшую социальнополитехнических и экономических отношений общества, присущего ему уровня развития науки, техники и культуры.

Закон «Об образовании», принятый в России в 1992 г., был нацелен на будущее общества и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать:

• формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;

• адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;

• формирование человека, гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования учли в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи, несоответствие ее изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государственных стандартов обусловила утверждение обязательного содержательного минимума для российской школы.

В соответствии с этим минимумом в Российской академии образования под руководством академика В.А. Полякова большим коллективом ученых и учителей-практиков разработаны примерные программы для образовательной области «Технология»

Обращая внимание на термин «примерные», употребленный выше, следует пояснить следующее. Приведенный учебный план лишь раскрывает основные направления обучения учащихся в образовательной области «Технология», предоставляя право на местах разрабатывать и утверждать на его основе авторские учебные программы по технологии.

Это означает, что преподаватель технологии в зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса, избранных объектов труда, характера изучаемых технологий имеет возможность широко использовать дополнительные часы в желаемом направлении.

На региональный и школьный компоненты выделяется 40 часов, которые могут значительно наполнить содержание избранных разделов. Более того, чтобы снять проблемы, возникающие у школьного учителя с изучением разделов, не обеспеченных материально-технической базой обучения, допускается содержательная корректировка.

При отсутствии возможностей для организации практической деятельности учащихся по какой-либо теме соответствующий ей материал может быть дан в сокращенном варианте, информационно-иллюстративно.

Например, если в разделе «Электротехника и электроника» на школьной базе не удается организовать монтажные и измерительно-исследовательские работы по радиоэлектронике, электронной автоматике и цифровой электронике, то допускается дать этот материал в сокращенном варианте на уровне технологических сведений, а практические работы провести в эксплуатационном варианте с готовыми промышленными электронными устройствами, обучая пользованию ими.

Анализ раздела: «Профессиональное самоопределение»

1. Раздел «Профессиональное самоопределение»; на изучение раздела отводится 20 часов. Раздел подготовлен В.Д. Симоненко в соавторстве с П.С. Самородским, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 1999 г.

2. Основная цель изучения данного раздела - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состоя-ния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:

обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

сформировать знания и умения объективно осуществлять само-анализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

воспитывать уважение к рабочему человеку.

Учащиеся должны знать:

уровень развития своих профессионально важных качеств;

сферы трудовой деятельности;

правила выбора профессии, карьеры;

значение правильного самоопределения для личности и общества;

возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Учащиеся должны уметпь:

осуществлять самоанализ развития своей личности;

проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

3.Поставленные перед курсом цели определяют те конкретные задачи обучения учащихся, которые должны решаться в процессе его преподавания:

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Сущность воспитания, его цели и задачи
Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта. Искусс ...

Личностная готовность
В 6-7 лет закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников: у старших дошко ...

Индивидуальный подход в процессе деятельности по развитию математических способностей
Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое коли ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru