По законодательству в России дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
В 1991 году по России году было 87.6 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а к 2007 их осталось всего 47.8 тыс. При этом сокращение численности детей в дошкольных образовательных учреждениях происходило более интенсивно, чем уменьшение числа этих учреждений.
Сокращение числа детей, посещающих детские сады, обусловлено действием двух факторов: демографического и социально-экономического. Всплеск рождаемости, наблюдавшийся в первой половине 80-х годов и достигший пика в 1987 году, сменился ее резким падением, начавшимся в 1988 и закончившимся в 2000 году, что привело к естественному снижению численности детей дошкольного возраста в целом по стране.
Однако основной причиной является общий спад экономической активности в стране. Другая причина сокращения охвата в 90-е годы – дифференциация доходов в обществе и формирование прослойки богатых людей. Этот факт иллюстрирует табл. 1, где представлены результаты репрезентативного опроса семей дошкольников, осуществленного в 2005 году Фондом «Общественное мнение». Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «Почему Ваш ребенок не посещает детский сад?»
В системе образования Красноярского края функционирует 982 дошкольных образовательных учреждения, которые обеспечивают дошкольный уровень образования для 103,4 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В системе дошкольного образования Красноярского края действуют филиалы дошкольных образовательных учреждений:
- 19 обособленных структурных подразделений;
- 26 в общеобразовательных учреждениях;
- 40 групп дошкольного образования, организованных в общеобразовательных учреждениях.
Сеть дошкольных образовательных учреждений характеризуется следующими видами:
- детский сад (65,13%),
- детский сад комбинированного вида (16,28%),
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития воспитанников (6, 92%),
- детский сад компенсирующего вида (4,74%),
- центр развития ребенка – детский сад (1,92%),
- детский сад присмотра и оздоровления (1.15%).
В крае представлены как формальные виды дошкольного образования, так и неформальные. Среди формальных видов представлены муниципальные дошкольные образовательные учреждения различных видов, группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, функционирующие на базе дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, ведомственные дошкольные образовательные учреждения. Кроме того, проходит апробацию такой вид дошкольного образования как семейный детский сад.
Среди неформальных видов дошкольного образования представлены частные формы: негосударственное дошкольное образовательное учреждение, семейные образовательные центры, детские клубы, центры развития детей, центры досуга и творчества, детские академии, детские анимационные площадки и др.
Проблема доступности дошкольного образования является актуальной в течение последних 5 лет. Рост рождаемости детей с 2004 года (средний уровень рождаемости 90-х годов – 29,3 тысяч детей, 2004 год – 32,4 тысяч детей, 2007 год – 34,2 тысяч детей) обострил проблему дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Подробно о педагогике:
История социального сиротства в России
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их наз ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу? Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого во ...
Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР
Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Одним из характерных признаков интеллектуальной недоста ...