Школьный праздник, во-первых, надо рассматривать как самостоятельную форму организации воспитательного процесса; во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в - третьих, необходимо различать специфические особенности функционирования праздника в отличие от других форм и средств воспитания, выделять закономерности его всесторонне-целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности школьника.
Велика воспитательная роль праздника: развлекая - поучать. Педагогически грамотно организованный праздник способствует усвоению школьниками мировоззренческих и этических знаний, эффективному формированию межличностных отношений, воспитанию чувства патриотизма и интернационализма. Он вырабатывает уважение к труду, общественному достоянию, материальным и духовным ценностям; определяет личную позицию.
Праздник в школе - это не только социально значимая идея, содержание, но и способ художественного воплощения этой идеи, этого содержания. Художественное оформление праздника складывается из художественно-выразительных компонентов многих видов искусств - музыки, слова, хореографии, драматизации, изобразительных и прикладных. Каждый вид искусства, обладающий своими художественно-выразительными средствами, освещает и дополняет основную мысль - идею праздника.
Праздники в школе только тогда становятся действенной формой всестороннего, гармоничного развития личности, когда они педагогически правильно организованы, когда в их проведение вложены мастерство педагога, его знания, творчество и фантазия.
История праздников - это живая история, где с изменением социально-общественных отношений меняются мировоззрения, в результате чего одни праздничные формы угасают, другие рождаются и развиваются, но уже в новом содержании. Цель любого праздника, проводимого в школе,- воспитание и развитие ребенка.
Вызвать у школьников глубокое эстетическое чувство, переживания определенного характера - основная задача художественного оформления праздника. Эта задача по силам искусству. Интенсивная способность искусства вызывать сильное эстетическое чувство, как мы знаем, заключена в целостности его воздействия, которое обусловливается целостностью нашего восприятия.
Задача воспитания – организовать взаимодействие, которое обладало бы максимальным воспитательным потенциалом, приобщало бы личность к языку человеческой культуры. Эстетическое отношение человека к действительности связано с восприятием и пониманием им прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством.
Развитие художественно - эстетического чувства – процесс непрерывный. На самом деле всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности. Можно даже сказать, что эти способности создаются художественной деятельностью.
Белинский настойчиво подчеркивал необходимость непосредственно-эмоционального подхода к произведениям искусства, не менее резко подчеркивал и то, что такой подход предполагает огромную подготовительную работу: «Без приготовления, без страсти, без труда и настойчивости в развитии чувства изящного в самом себе, искусство никому не дается». «Это та же наука, та же ученость, потому что для истинного постижения искусства, для истинного наслаждения им нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом учиться многому такому, что, по-видимому, находится совершенно вне сферы искусства».
Подробно о педагогике:
Анализ официальных документов по внедрению профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [41] на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «систем ...
Русские народные традиции на практике молодежной политики регионов
Проанализировав историю возникновения государственной молодежной политики на федеральном уровне, можно некоторые выводы. Слабо разработаны законы федерального, регионального назначения, а именно это программы, направленные на создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания м ...
Роль наставника в управлении учениками
Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т.е. в процессе самого воспитания. Управление поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Поддерживая внешн ...