Школьный праздник, во-первых, надо рассматривать как самостоятельную форму организации воспитательного процесса; во-вторых, следует характеризовать его как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии; в - третьих, необходимо различать специфические особенности функционирования праздника в отличие от других форм и средств воспитания, выделять закономерности его всесторонне-целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности школьника.
Велика воспитательная роль праздника: развлекая - поучать. Педагогически грамотно организованный праздник способствует усвоению школьниками мировоззренческих и этических знаний, эффективному формированию межличностных отношений, воспитанию чувства патриотизма и интернационализма. Он вырабатывает уважение к труду, общественному достоянию, материальным и духовным ценностям; определяет личную позицию.
Праздник в школе - это не только социально значимая идея, содержание, но и способ художественного воплощения этой идеи, этого содержания. Художественное оформление праздника складывается из художественно-выразительных компонентов многих видов искусств - музыки, слова, хореографии, драматизации, изобразительных и прикладных. Каждый вид искусства, обладающий своими художественно-выразительными средствами, освещает и дополняет основную мысль - идею праздника.
Праздники в школе только тогда становятся действенной формой всестороннего, гармоничного развития личности, когда они педагогически правильно организованы, когда в их проведение вложены мастерство педагога, его знания, творчество и фантазия.
История праздников - это живая история, где с изменением социально-общественных отношений меняются мировоззрения, в результате чего одни праздничные формы угасают, другие рождаются и развиваются, но уже в новом содержании. Цель любого праздника, проводимого в школе,- воспитание и развитие ребенка.
Вызвать у школьников глубокое эстетическое чувство, переживания определенного характера - основная задача художественного оформления праздника. Эта задача по силам искусству. Интенсивная способность искусства вызывать сильное эстетическое чувство, как мы знаем, заключена в целостности его воздействия, которое обусловливается целостностью нашего восприятия.
Задача воспитания – организовать взаимодействие, которое обладало бы максимальным воспитательным потенциалом, приобщало бы личность к языку человеческой культуры. Эстетическое отношение человека к действительности связано с восприятием и пониманием им прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством.
Развитие художественно - эстетического чувства – процесс непрерывный. На самом деле всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности. Можно даже сказать, что эти способности создаются художественной деятельностью.
Белинский настойчиво подчеркивал необходимость непосредственно-эмоционального подхода к произведениям искусства, не менее резко подчеркивал и то, что такой подход предполагает огромную подготовительную работу: «Без приготовления, без страсти, без труда и настойчивости в развитии чувства изящного в самом себе, искусство никому не дается». «Это та же наука, та же ученость, потому что для истинного постижения искусства, для истинного наслаждения им нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом учиться многому такому, что, по-видимому, находится совершенно вне сферы искусства».
Подробно о педагогике:
Особенности ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического
развития
В процессе коррекционного воспитания важно сформировать такие "предпосылки" мышления, как память, внимание, различные виды восприятия, развивать зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробуждать познавательную и творческую активность ребенка. Такой подход в совокупно ...
Характеристика освоения дошкольниками грамматического строя речи, его
закономерности и этапы развития
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа ...
Дистанционное образование на примере Современной Гуманитарной Академии
Дистанционное образование (ДО) стало реалией современной жизни как в развитых странах Запада, так и в России. По оценке отечественных специалистов, спрос на эту форму образования в стране уже в конце 1990-х годов был сопоставим со спросом на дневную форму обучения в вузах [1]. К примеру, Современна ...