Методы, формы и средства изучения раздела

Страница 1

Успешной реализации задач курса способствует использование учителями разнообразных методов и форм обучения.

Методы обучения.

Методы обучения подразделяются на две взаимосвязанные группы: объяснительно-иллюстративные, предполагающие словесный характер передачи школьникам знаний (беседа, рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация изучаемых явлений и процессов средствами наглядности),-эти методы еще называют репродуктивными;

информационно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристические беседы, диспуты, методы организации исследовательской деятельности, наблюдение, работа с учебной и другой литературой).

В зависимости от содержания материала, уровня подготовленности учащихся к восприятию новой учебной информации, материально-технической базы школы и методической подготовленности преподавателя, на занятиях применяются различные методы обучения. Сочетание их должно обеспечивать развитие творческой активности школьников, активизацию их познавательной деятельности.

Одним из наиболее широко применяемых в преподавании курса методов является беседа. Она позволяет учителю при изложении нового материала опираться на жизненный опыт школьников. Беседа часто сочетается с рассказом, объяснением.

Рассказ может применяться, чтобы подкрепить учебную информацию примерами из истории, художественной литературы. Например, на занятии по теме «Способносги и профессиональная пригодность», раскрывая вопрос о неравномерном развитии и проявлении способностей у различных людей, преподаватель может привести примеры раннего развития способностей (В.А. Моцарт, А.С. Пушкин, Л.Д. Ландау, С.Я. Лемешев) и проявления способностей в зрелом возрасте (М.А. Врубель, С.Т. Аксаков, О. Бальзак, Ж.-Ж. Руссо). Используют рассказ и для изложения материала о достижениях и перспективах развития народного хозяйства, его отраслей. Так, учащихся целесообразно познакомить с опытом внедрения последних достижений науки в производственные процессы на предприятиях, показать, какова эффективность этого внедрения.

Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом, техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиографическими понятиями: технологический процесс, автоматическая система, интересы, склонности, способности, профессия, предмет труда и. т.п. Этот метод можно также применять для изложения последовательности выполнения трудовых операций рабочих какойлибо профессии, сопровождая объяснение демонстрацией таблиц, диаграмм, технологического оборудования, инструментов и т. п.

К объяснительно-иллюстративньш методам обучения относится л е к ц и я. Выбор темы для лекционносо изложения зависит от содержания учебного материала, его сложности и новизны для учеников. Возможно предусмотреть небольшие лекции по темам: «Способы защиты природы от вредного воздействия производства», «Системы машин и комплексы технологического оборудования», «Способности и профессиональная пригодность», «Профессиональные интересы и склонности». По теме «Пути получения профессии» лекция может быть прочитана преподавателями СПТУ, техникума.

Лекция, используемая для концентрированного изложения материала, как правило, бывает непродолжительной и включает элементы беседы. Перед лекцией преподаватель разъясняет школьникам, как конспектировать содержание нового материала, диктует план лекции. Например, лекция по теме «Здоровье и выбор профессии» может быть прочитана по такому плану:

1. Значение здо-ровья при выборе профессии.

2. Конституция Р.Ф. об охране труда.

3. Льготы для работающих подростков.

4. Виды неблагоприятных профессионально-производственных факторов.

5. Значение труда для укрепления здоровья.

6. Рекомендации по укреплению здоровья при подготовке к выбору профессии.

Новые понятия: профессионально-производственные факторы, токсические вещества, медицинские противопоказания и т. п.- целесообразно записать на доске. По ходу лекции преподаватель демонстрирует и подробно разбирает таблицу «Медицинские противопоказания при выборе профессии»; лекция может сопровождаться также фрагментами диафильмов и кинофильмов. Завершается лекция обобщением нового материала, выделением наиболее важной (опорной) информации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге
Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять с ...

Компетентностный подход к обучению как средство формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в ...

Низкая самооценка как фактор профессионального саморазвития
Педагог с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов, тревог, обращается к авторитарному стилю как средству психологической самозащиты. Рассмотрим прежде всего личностные причины недооценки профессиональной эф ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru