Методы, формы и средства изучения раздела

Страница 1

Успешной реализации задач курса способствует использование учителями разнообразных методов и форм обучения.

Методы обучения.

Методы обучения подразделяются на две взаимосвязанные группы: объяснительно-иллюстративные, предполагающие словесный характер передачи школьникам знаний (беседа, рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация изучаемых явлений и процессов средствами наглядности),-эти методы еще называют репродуктивными;

информационно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристические беседы, диспуты, методы организации исследовательской деятельности, наблюдение, работа с учебной и другой литературой).

В зависимости от содержания материала, уровня подготовленности учащихся к восприятию новой учебной информации, материально-технической базы школы и методической подготовленности преподавателя, на занятиях применяются различные методы обучения. Сочетание их должно обеспечивать развитие творческой активности школьников, активизацию их познавательной деятельности.

Одним из наиболее широко применяемых в преподавании курса методов является беседа. Она позволяет учителю при изложении нового материала опираться на жизненный опыт школьников. Беседа часто сочетается с рассказом, объяснением.

Рассказ может применяться, чтобы подкрепить учебную информацию примерами из истории, художественной литературы. Например, на занятии по теме «Способносги и профессиональная пригодность», раскрывая вопрос о неравномерном развитии и проявлении способностей у различных людей, преподаватель может привести примеры раннего развития способностей (В.А. Моцарт, А.С. Пушкин, Л.Д. Ландау, С.Я. Лемешев) и проявления способностей в зрелом возрасте (М.А. Врубель, С.Т. Аксаков, О. Бальзак, Ж.-Ж. Руссо). Используют рассказ и для изложения материала о достижениях и перспективах развития народного хозяйства, его отраслей. Так, учащихся целесообразно познакомить с опытом внедрения последних достижений науки в производственные процессы на предприятиях, показать, какова эффективность этого внедрения.

Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом, техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиографическими понятиями: технологический процесс, автоматическая система, интересы, склонности, способности, профессия, предмет труда и. т.п. Этот метод можно также применять для изложения последовательности выполнения трудовых операций рабочих какойлибо профессии, сопровождая объяснение демонстрацией таблиц, диаграмм, технологического оборудования, инструментов и т. п.

К объяснительно-иллюстративньш методам обучения относится л е к ц и я. Выбор темы для лекционносо изложения зависит от содержания учебного материала, его сложности и новизны для учеников. Возможно предусмотреть небольшие лекции по темам: «Способы защиты природы от вредного воздействия производства», «Системы машин и комплексы технологического оборудования», «Способности и профессиональная пригодность», «Профессиональные интересы и склонности». По теме «Пути получения профессии» лекция может быть прочитана преподавателями СПТУ, техникума.

Лекция, используемая для концентрированного изложения материала, как правило, бывает непродолжительной и включает элементы беседы. Перед лекцией преподаватель разъясняет школьникам, как конспектировать содержание нового материала, диктует план лекции. Например, лекция по теме «Здоровье и выбор профессии» может быть прочитана по такому плану:

1. Значение здо-ровья при выборе профессии.

2. Конституция Р.Ф. об охране труда.

3. Льготы для работающих подростков.

4. Виды неблагоприятных профессионально-производственных факторов.

5. Значение труда для укрепления здоровья.

6. Рекомендации по укреплению здоровья при подготовке к выбору профессии.

Новые понятия: профессионально-производственные факторы, токсические вещества, медицинские противопоказания и т. п.- целесообразно записать на доске. По ходу лекции преподаватель демонстрирует и подробно разбирает таблицу «Медицинские противопоказания при выборе профессии»; лекция может сопровождаться также фрагментами диафильмов и кинофильмов. Завершается лекция обобщением нового материала, выделением наиболее важной (опорной) информации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Отбор художественных произведений
Что дает искусство детям? Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. ...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов. Младший школьный возраст - это возраст ...

Определение понятия памяти. Основные теории памяти
Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. [12, c.11] Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru