Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Актуально о образовании » Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы » Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и др.

В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры. [8]

В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура.

И.Н. Курочкина определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе. [11]

Мы взяли за основу определение «культура поведения» данное С.В, Петериной. Культура поведения - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. [15]

В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты:

- культура деятельности,

- культура общения,

- культурно-гигиенические навыки и привычки.

По С.В. Петериной, формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. [15]

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. [15]

Культурно-гигиенические навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.

Мы считаем, что применительно к старшему дошкольному возрасту культуру поведения следует рассматривать прежде всего как культуру взаимоотношений – действенное проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договариваться со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте деятельность педагога по воспитанию культуры поведения строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами культуры поведения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки. [2]

Согласно исследованиям С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Л.Ф. Островской в старшей группе содержание культуры поведения следует обогащать по следующим направлениям. Усложняются правила поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п. Повышаются требования к культуре общения: держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращается внимание детей на позу, жесты, мимику как показатели сдержанности, подтянутости.

Петерина утверждает, что у детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Обучение практическому употреблению категорий единственного имножественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшеговремени
На фронтальных занятиях логопед обучал детей различать единственное и множественное число существительных. Речевой материал подбирал в строгой последовательности от простого к сложному. Вначале дети усваивали значения одушевленности и неодушевленности предметов. Для этого он объяснял, что одни слов ...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными предпосылками
Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть им. Поэтому требуются тренировки основных движений языка, губ, нижней челюсти. Данные упражнения даёт М.Ф. Фомичёва [6]. Движения нижней челюсти. Чтобы речь была чёткой ...

Основные функции языка и их реализация в речи
Функции языка неравноценны. Фундаментальными признаются те функции языка, выполнение которых предопределило его возникновение и конститутивные свойства. Важнейшая общественная функция языка – коммуникативная. Она обуславливает его основную характеристику – наличие материальной (звуковой) формы и си ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru